Патриотами не рождаются

31988

Любой военный согласится, что в настоящее время роль воспитателей в армии очень велика. Офицеры воспитательных органов являются главными проводниками политики государства в области обороны и безопасности. На их плечах лежат организация идеологической, политической работы, морально-психологическое состояние личного состава и патриотическое воспитание военнослужащих, а главная задача офицеров воспитателей – индивидуальная работа с людьми. От воспитателей зависит поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава, рост казахстанского патриотизма. И здесь огромную роль играет богатый служебный и жизненный опыт старших и средних поколений военных воспитателей.

Деятельная роль воспитателей особенно проявилась в январских событиях текущего года, когда и словом, и делом надо было поддерживать боевой дух личного состава. Офицеры-воспитатели вместе с командирами находились на передовой и противостояли бесчинствующей толпе и преступникам. Они бросались защищать своих бойцов, а солдаты - своих командиров. Вытаскивали друг друга из тяжелых ситуаций, но не отдавали противнику.

Так, в первые дни столкновения, спасая своих подчинённых, тяжёлые травмы получил заместитель командира воинской части 6654 по воспитательной и социально-правовой работе подполковник Жандос Кулбаев. Храбрый офицер-воспитатель за мужество и самоотверженность, проявленные при установлении законности и правопорядка в городе Алматы, Указом Главы государства был награжден орденом «Айбын» II степени.

Все это говорит о том, что воспитательная работа в войсках находится на должном уровне и на правильном пути. Этому способствовала ежедневная кропотливая работа с личным составом, когда главное требование сводилось к тому, чтобы каждый офицер и военнослужащий контрактной службы был ближе к солдатам, чтобы они понимали их чаяния не на словах, а на деле. Работа в этом направлении, ведущая к взаимопониманию и взаимовыручке военнослужащих, дала свои плоды. Весь личный состав, начиная от генералов до рядовых солдат, сделал все возможное, чтобы предотвратить беспорядки и защитить свой народ.

Немаловажную роль в этом сыграли правильно поставленная система и организованная работа Главного управления воспитательной и социально-правовой работы, которое в последние годы возглавляет полковник Александр Крамар.

Александр Александрович вот уже на протяжении 27 лет служит благородному делу – делу воспитания солдат и молодых офицеров войск правопорядка. Среди коллег он отличается высоким профессио­нализмом, незаурядным интеллектом и особым тактом. Вся его армейская биография тесно связана с воспитательной работой в войсках, и в канун его 50-летнего юбилея мы попросили Александра Александровича рассказать о своём жизненном и служебном пути, о сослуживцах и наставниках, оставивших в его офицерской карьере заметный след.

Родился Александр Александрович 19 июня 1972 года в центре черной металлургии Казахстана, в городе Темиртау. Учился в 14-ой средней школе и после 8-го класса поступил в Темиртауский строительный техникум на специальности «Эксплуатация и ремонт строительной и дорожной техники».

–    Вообще с детства я «дружил» с техникой в хорошем смысле слова, увлекался автомобилями и мечтал стать автомехаником. Помню еще когда мне было 8 лет, это было в 80-х годах прошлого столетия, отец приобрел автомашину, очень престижную на то время – ВАЗовскую белую «шестерку». Но кроме моего увлечения автомобилями мне нравилось их ремонтировать. Не знаю, откуда у меня была такая тяга к технике. 

Родители Александра познакомились в Темиртау, когда по зову партии молодежь со всего Советского Союза ехала в Казахстан поднимать целину и строить казахстанскую Магнитку. Отец был родом из Украины, мама – из Брянской области Российской Федерации. Судьба их свела здесь, где они познакомились и создали семью. Мама – Анна Петровна работала в домостроительном комбинате сначала простым крановщиком, позже – кассиром в автопарке. Отец – Александр Данилович, работал вахтовым методом в Хабаровске в золотодобывающей артели.

Отец из детдомовских. Поэтому горжусь только дедом со стороны своей матери, который до Великой Отечественной войны был директором совхоза и практически с сентября 1941 года, когда фашисты заняли деревню, ушел на фронт. Погиб на фронте в 1944 году, в боях за освобождение Беларуси.

– Я три года назад с помощью сайта Pobeda.ru нашел, где похоронен мой дед. Это братская могила находится в селе Бяседь в Беларуси, там захоронены более 400 советских солдат. Моя мечта - посетить это место и отдать дань памяти деду и всем погибшим воинам, - говорит Александр Александрович.

Учился он на хорошо, и когда ему исполнилось 18 лет, пришло время идти в армию. Родители были против этого, так как время было тревожное, тем более только что закончилась война в Афганистане. И при «помощи» любимой мамы он пропускает один призыв.

– В это время я попал в такой период, когда выпускников техникумов набирали в институт – завод ВТУЗ города Темиртау, сразу на второй курс. В этом учебном заведении когда-то учился Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. По выпуску институт стал называться – Карагандинский металлургический институт. 

Так он поступает на второй курс института в группу по специальности «Промышленное и гражданское строительство». На его возражение, что поступил не по своей специальности, мама выдвинула свои аргументы, что задача состоит в том, чтобы получить диплом о высшем образовании. Родители всегда говорили детям, что самое главное в жизни - получить высшее образование, и они будут всегда добиваться, чтобы дети получили достойное образование.

Родная сестра – Светлана, окончила филологический факультет Карагандинского государственного университета, где получила диплом с отличием и продолжительное время преподавала русский язык и литературу в одной из средних школ города Темиртау. Педагога от Бога, с широкой эрудицией и глубокими знаниями заприметили, а затем пригласили к себе на постоянную работу старшие офицеры правоохранительных органов. Так, Светлана Александровна на протяжении многих лет добросовестно служила в административном отделе городского управления внутренних дел, дослужилась до майора и вышла на пенсию по возрасту.

Далее отучившись на факультете «Промышленного и гражданского строительства», новоиспеченному инженеру оставалось только устроиться на работу. За время учебы Александр Александрович создает семью и с супругой Ольгой Валентиновной воспитывают доченьку Катюшу, к этому времени пара ожидает второго ребенка.
Это был 1995 год, тяжелый период для нашей страны: предприятия и заводы, по существу, прекратили свое существование и возникли большие проблемы с трудоустройством.

Но перед поступлением в вуз с Александром Александровичем заключили контракт представители «Казметаллургстрой», которое после выпуска обязывалось трудоустроить всех выпускников. Однако к тому времени эта организация практически распалась и предложить молодым специалистам какую-­то должность с хорошей зарплатой руководители предприятия не могли.

– Я уже согласился работать на предложенной мне должнос­ти мастера, и в это время пришла повестка с военкомата. Мне предложили, как окончившему во время учебы военную кафедру по профилю связи, призваться в армию в качестве командира взвода связи. Здесь сыграло еще мое семейное положение и дальше города Темиртау, служить в другом регионе меня не отправили. Так меня призвали во внутренние войска, в воинскую часть 5516 командиром взвода на два года, – говорит наш собеседник.

Надев лейтенантские погоны, молодой офицер начал свою службу командиром взвода 1 первой патрульной роты. 

По его рассказам первым командиром роты был старший лейтенант Павел Николаевич Савченко, человек, который в его служебной карьере оставил заметный след. Он сумел воспитать в нем не только любовь к армии и серьезное отношение к своим служебным обязаннос­тям, но и такие качества как чувство ответственности за работу с подчиненными, и защиту своей Родины, что это долг и честь каждого мужчины.

– Второй человек, который служил в этом подразделении и во всем помогал – это был старшина роты прапорщик Владимир Шкитин. Такие люди до мозга костей военные и правильные, влюблённые в свое дело. Меня они как молодого офицера не оставили без внимания, взяли под свое крыло и в своей повседневной деятельности воспитали во мне правильное отношение к армии и любовь к воинской службе. Строгое соблюдение регламента распорядка дня, четкая забота о личном составе, ответст­венная подготовка к занятиям, – все это было вложено в мою душу моими наставниками. До сих пор я с ними поддерживаю связь, уже более 26 лет. Павел Николаевич после увольнения с армии переехал в Россию, сейчас работает на почте России. Старшина роты проживает в Акмолинской области, ст. Жалтыр, он друг нашей семьи, можно сказать, родственник. Мои наставники всегда звонят, интересуют­ся и искренне гордятся мною, что я по службе дос­тиг высокого звания и должности, – говорит наш собеседник.

О своих других командирах и коллегах по дальнейшей службе полковник Александр Крамар вспоминает с большим уважением.

– Когда я прибыл в часть, командиром полка был полковник Владимир Родионов, правда, под его руководством долго не приш­лось служить, его перевели на другую должность. После, командиром воинской части 5516 стал подполковник Турсынханов Ергазы Кашкенович. Мне запомнилось его отношение к нам, молодым офицерам. Всегда устраивал блиц-опросы по предметам боевой подготовки и уставам. 

Например, проводит совещание с командованием, приглашает туда офицеров подразделений, поднимает и спрашивает по службе. По знаниям уставов, если кто-то не ответил, то ставит в пример тех молодых офицеров, которые правильно отвечали. Это побуждало нас к стремлению все изучать и знать. Так мы старались всегда идти на совещание подготовленными, потому что командир мог задать любой вопрос по службе.

Большой вклад в меня как воспитателя вложил заместитель командира в/ч 5516 по воспитательной и социально-правовой работе подполковник Жанболат Боранкулович Ержанов. Он окончил Карагандинскую высшую школу милиции и по организации воспитательной работы, особенно по профилактике правонарушений я у него многому научился. Он делился опытом по оперативной работе и правильной организации индивидуально-воспитательной работы именно с солдатами, что в последствии мне очень пригодилось при работе с личным составом. Не могу не отметить и полковника Олега Алексеевича Черкасова, в то время заместителя командира Карагандинской бригады по воспитательной и социально-правовой работе. Олег Алексеевич запомнился своей работой в ходе проверок. Он свою проверку начинал с плана воспитательной работы части, открывал его и по каждому пункту спрашивал, как я организовал то или иное мероприя­тие плана. Сам присутствовал на занятиях, когда проводили мероприятия с личным составом, где-то делал поправки, все это указывал вежливо, без грубости, в форме объяснений. В таком доступном формате и быстро все усваивалось. Приятно было с такими людьми работать. 

Мне запомнилась также первая встреча, с командиром Карагандинской бригады того времени полковником Ахметовым Сабитом Камитовичем. Он провел с нами, молодыми офицерами ознакомительную беседу, выслушав внимательно нас, а со мной был еще один молодой офицер, обратил внимание на работу с личным составом, а именно потребовал самим не допускать правонарушения и с заботой относиться к солдатам. В то время, в 90-х годах, дисциплина «хромала» именно в солдатской среде и акцент всегда ставился на укрепление воинской дисциплины среди ­военнослужащих срочной службы.

Нельзя не сказать и о полковнике Сералиеве Алибеке Болатовиче, когда он был заместителем командира Карагандинского соединения внутренних войск по воспитательной и социально-правовой работе. Алибек Болатович всегда как-то четко и лаконично мог объяснить организацию воспитательной работы, но и умел строго спросить.

Потом служба у меня продолжилась в Майкудуке, в воинской части 5451, куда я был назначен начальником отделения воспитательной и социально-правовой работы полка. Прослужил на этой должности всего полгода, и я был переведен заместителем командира воинской части по воспитательной работе. Этому способствовал один из случаев, из-за которого прежнего заместителя командира части по воспитательной работе перевели в другую воинскую часть. Тогда приехал разбираться Алибек Болатович и после проверки предложил мне возглавить воспитательную структуру этого полка.

Затем судьба меня свела на Военном совете войск с Секретарем Военного совета полковником Мухаметкали Сатовым.

– Зимой 2007 года на учебно-методических сборах замполитов, который проходил на базе воинской части 6505, Мухаметкали Кусаинович, будучи начальником управления воспитательной и социально-правовой работы войск обратился ко мне и сказал:

– Александр Александрович, теперь Вам придется еще больше «пахать». Мы Вас переводим на один из сложных участков работы, заместителем командира данной воинской части.

– Дисциплина здесь явно «хромала». Много было дисциплинарных проступков и преступлений, были и суициды. И нам всем коллективом в течение двух лет удалось прекратить гибель солдат на боевой службе и в целом сократить преступления и происшествия. 

Самое главное – проходя службу заместителем командира в/ч 6505 по ВиСПР, я старался в солдатах воспитывать любовь к оружию, что они не должны его бояться, а наоборот внушал им, что закрепленное за ними оружие – это самый близкий друг, с которым ты можешь, образно говоря, «поговорить», «поделиться своими секретами». Сказать свои проблемы автомату как товарищу, и он никогда тебе не «возразит» и никому про тебя не скажет. Но в трудную минуту, когда будет необходимо, он тебя защитит. Я, конечно, все утрирую, но объяснял солдатам, что в таких случаях никто тебе не поможет, ни кнопка вызова ка­раула, ни резервная группа, потому что это потеря драгоценного времени. А автомат всегда рядом с тобой, и ты можешь защитить себя и своих сослуживцев. Главное – выполнить боевую задачу на посту. И у меня таких слу­чаев, когда солдат совершил суицид или ранил себя на боевом посту, не было.

Всегда старался поднять роль войсковых общественных организаций, таких как Совет ветеранов, женсовет, офицерское собрание, Совет военнослужащих по контракту, и особенно Центр молодежной инициативы, так называемый ЦМИ.

В ЦМИ ребята практичес­ки самостоятельно работали в ­своем коллективе. В каждом подразделении я старался присутствовать, когда выбирали активистов ЦМИ, особенно в отдельно дислоцированных подразделениях, так как они находились в отрыве от ядра части. Беседовал с ними, они излагали свои наблюдения и выводы, что такие-то военнослужащие положительные, а другие там нарушают, я их всегда поддерживал. И когда я ехал в ОДП, командир части полковник Юрий Фомченко всегда говорил в шутку, что подполковник Крамар едет в ОДП, значит обязательно с каким-то хулиганом приедет.

Я приезжал в подразделение, собирал актив ЦМИ и работал с ними, они мне доверительно рассказывали о проблемах в коллективе, т.е. солдаты мне доверяли. После этого я составлял список нарушителей дисциплины и с разрешения командира части собирал их в ядре полка, в роту материально-технического обеспечения и занимался с ними лично. Проводил с ними занятия, воспитательную работу, одним словом, перевоспитывал. Здесь я также мог распределить офицеров управления, чтобы с ними занимались по вопросам перевоспитания.

Главное – они находились всегда под контролем и практически среди них нарушений ­воинской дисциплины не было. 

Этот наработанный опыт применяю и сейчас, требую от нынешних заместителей по ВиСПР, чтобы они всегда знали обстановку в подразделениях. Если начальник не выходит из кабинета, не ходит по территории части, не заходит в подразделения, не беседует с солдатами, то никогда не будет влиять на дисциплину в части. А если знаешь обстановку, то легче руководить личным составом, – говорит полковник Александр Крамар.

– Когда служил в воинской части 6505, мы в тандеме хорошо работали с заместителем командира бригады полковником Сулейменовым Сабыржаном Есентаевичем. И хочу отметить, что достигнутые успехи в воспитательной работе в части - была не только наша заслуга, но и Сабыржана Есентаевича. В дни проведения профессиональной подготовки, сборов и других организационных и воспитательных мероприятий я приглашал его, и он всегда в них активно участвовал.

Однажды он мне сказал, чтобы всю эту работу, как передовой опыт внедрять в другие ­воинские части соединения. Для этого предложил мне должность начальника отдела ВиСПР в бригаде и проводить все это на уровне бригады в подчинённых частях. Но когда пришел приказ о моем назначении начальником отдела воспитательной и социально-правовой работы, Сабыржана Есентаевича перевели в воспитательное управление войск, заместителем начальника управления. Все эти начинания мы уже проводили с новым заместителем командира бригады полковником Нурбаем Кенесбае­вичем Бектурсуновым, – продолжает свой рассказ Александр Александрович.
Через год по рекомендации начальника управления полковника Мухаметкали Сатова и начальника отдела воспитательной работы полковника Савердина Имирова подполковника Александра Крамар назначают начальником службы в управлении ВиСПР войск. Здесь он мог ознакомиться и принять участие в разработке руководящих документов, набраться дополнительных знаний и навыков.

– С того времени, когда я в 2010 году прибыл сюда, могу сказать, что все, что имею и все, что знаю, впитал в себя, именно здесь, работая в управлении ВиСПР рядом с такими маститыми воспитателями. Считаю, что это время пролетело для меня с пользой, получил большой практический опыт, очень многое увидел и многому научился. Массу знаний получил в организации воспитательной работы и успел отучиться в Военном университете в городе Москве, в бывшей военно-политической Академии им. В. Ленина. И вот сегодня на протяжении трех с половиной лет руковожу коллективом управления, в котором когда-то сам начинал. За умелую организацию идеологической работы в период пандемии был удостоен правительственной наг­рады – медали «Жауынгерлік ерлігі үшін». Это оценка командованием работы всех воспитательных структур войск, – говорит полковник Крамар.

На вопрос, что можете пожелать молодым офицерам, Александр Александрович сказал следующее:

– Недавно в штабе встретил офицера, данные опустим, он был в звании капитан, с которым разговорились. Капитан предс­тавился и говорит: – Господин полковник, Вы меня помните, я с Вами служил в воинской части 5451. Я на всю жизнь запомнил Ваши слова: – в вопросах воспитательной работы всегда надо думать головой и принимать сердцем, показывая пальцем на голову и область сердца. И у тебя работа будет построена четко и ровно.

Да, это были мои слова, я так учил молодых офицеров. Сейчас ко всему этому могу добавить, что кроме головы и сердца нужны забота и внимание. Это основополагающие принципы при воспитании личного состава.

– Надо относиться к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И только тогда будет к тебе уважение, и к тебе люди потянутся. Хороший воспитатель должен всегда стараться помочь человеку, если он обратился. Ну, и, конечно, людей надо уважать, оскорбления и ругань никогда к хорошему не приведут. Оскорбление подчиненных – самый низкий поступок офицера. Надо с уважением относиться к окружающим, и тогда Вы будете уважаемы, – резюмировал в конце беседы полковник Александр Крамар.

Мы поздравляем Александра Александровича с 50-летием! Желаем нашему юбиляру крепкого здоровья, семейного благополучия и больших успехов в ратной службе.

Пусть молодые офицеры Национальной гвардии, начинающие сейчас свою службу в войсковых подразделениях, берут как пример верности родному Отечеству с полковника Александра Крамар.

 Полковник запаса Куаныш Кожахметов

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -