Защита и развитие конкуренции в Казахстане: итоги 2022 года

2706

Сегодня в Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан состоялась пресс-конференция Агентства по защите и развитию конкуренции РК. Основной темой докладов спикеров стали итоги работы Агентства в 2022 года и демонополизация рынков нефтепродуктов и электроэнергии, угля и телекоммуникаций. Предлагаемые АЗРК меры должны сделать рынки прозрачнее и дать больше возможностей для появления на них новых игроков, передает Деловой Казахстан.

Первый заместитель председателя Агентства Ахметов Рустам в своем выступлении отметил, что важным шагом для государственной политики по демонополизации стало принятие Концепции защиты и развитию конкуренции 2022-2026 гг. Документ был подписан президентом в этом году.

«Этот документ объявляет развитие конкуренции главным направлением деятельности Президента, Правительства, центральных государственных и местных исполнительных органов. Для реализации Концепции Агентством совместно с министерствами разработаны дорожные карты. Таким образом, в работу по развитию конкуренции будут вовлечены все государственные органы» Рустам Ахметов

Отдельно спикеры остановились на ситуации с монополиями на разных рынках товаров и услуг.

Рынок нефтепродуктов

Сейчас на рынке торговли нефтепродуктами работают 59 поставщиков нефти, из них двое – ТОО «Petrosun» и АО «НК «КазМунайГаз» – занимают 80% всего рынка. При этом в Агентстве отмечают проблемы в лице непродуктивных посредников в цепочки продажи нефтепродуктов и ограничение доступа к объемам поставщиков нефти для АЗС.

Еще одна важная проблема – это несбалансированное регулирование цен на уровне розницы, которое вызывает сезонный дефицит ГСМ из-за диспаритета цен в сравнении с рынками соседних государств.

АЗРК предлагает несколько мер по развитию этого рынка в среднесрочной перспективе. В их числе: развитие биржевых торгов и введение правил доступа к объемам ресурсов ключевых игроков на рынке, применение сбалансированного регулирования цен ГСМ с учетом формирования общего рынка ЕАЭС, а также развитие частных вертикально интегрированных компаний на этом рынке с привлечением частных инвестиций.

Оптовый рынок электроэнергии

В АЗРК отметили, что концентрация на рынке розничной реализации электроэнергии в лице вертикально интегрированных компаний, работающих на всех этапах от генерации до снабжения электроэнергией – в лице компаний АО «Самрук-Энерго», АО «ЦАТЭК» или ТОО «Казахстанские коммунальные системы» – в большинстве регионов составляет от 35% до 100%.

В результате ограничивается доступ к покупке электроэнергии у электростанций и электросетей РЭК для частных энергоснабжающих организаций и оптовых потребителей электроэнергии. Рустам Ахметов сообщил, что для исправления ситуации Агентство предлагает:

  • увеличить объемы централизованных торгов электроэнергией;
  • поэтапно устранять дифференциацию тарифов на электроэнергию между разными группами потребителей;
  • внедрить механизм сменяемости поставщиков электроэнергии и увеличивать количество потребителей, перешедших к альтернативным энергоснабжающим организациям.

Внедрение Единого закупщика электроэнергии, предложенное Правительством, рассматривать как временную модель рынка, направленную на привлечение инвестиций на введение новых мощностей.

Рынок угля

В связи с наличием непродуктивных посредников между угледобывающими компаниями и розничными поставщиками коммунально-бытового угля в 2021 году на законодательном уровне принято требование о реализации угля через биржевые торги. 10% от всего объема реализовано напрямую региональным операторам, что в свою очередь позволило стабилизировать цены для потребителей бытового угля.

Рынок телекоммуникаций

Рустам Ахметов отметил на пресс-конференции, что рынок сотовой связи в Казахстане является дуополистическим, с двумя субъектами рынка – это группа компаний АО «Казахтелеком» (АО «Kcell» и ТОО «Мобайл Телеком – Сервис») с долей 62% и ТОО «Кар-Тел» с долей в 38%. Это означает высокую концентрацию рынка, свободного радиочастотного спектра нет.

Для демонополизации данного рынка предложено принять меры по реализации сотовых операторов с государственным участием, повышению эффективности использования и изъятия неиспользуемого радиочастотного спектра, внедрение конкурсного порядка распределения РЧС.

Рынок железнодорожного транспорта

Сейчас услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом предоставляют три компании – ТОО «КТЖ-ГП», ТОО «ТТТ Сервис» и ТОО «Dar Rail». При этом доминирующее положение на рынке – более 95% – занимает «КТЖ-ГП».

«Владение компанией «Қазақстан темір жолы» 100% акций «КТЖ-ГП» без завершения функционального и организационного выделения Национального оператора инфраструктуры позволяет КТЖ предоставлять исключительные преимущества своей дочерней компании на рынке перевозок и обеспечивая заведомо дискриминационные условия для других перевозчиков» Рустам Ахметов

В рассмотрении заявок, поданных частными перевозчиками на доступ к магистральной железнодорожной сети (МЖС), принимает участие КТЖ ГП, которому Национальный оператор инфраструктуры делегировал часть своих полномочий по отдельному договору. Это приводит к ограничению доступа к МЖС частных перевозчиков.

Кроме того, доступ частных перевозчиков на рынок ограничивается действиями оператора, который предоставил доступ не всем 20 компаниям, имеющим лицензии, а только трем и на конкретных участкам МЖС.

«Агентство полагает целесообразным выделить Национального оператора инфраструктуры в отдельное юридическое лицо, что предполагает устранение неравного доступа к инфраструктуре и создание условий для появления конкуренции на рынке перевозки грузов. Также действия КТЖ будут рассмотрены на предмет соответствия антимонопольному законодательству» Рустам Ахметов

Снятие барьеров

Для снижения барьеров на разных рынках Агентство привлекает экспертное сообщество. Благодаря работе Совета по барьерам при АЗРК в 2022 году устранено 10 барьеров в сферах медицинских услуг, работы товарных бирж, на рынке аэропортовых услуг и других.

Новый общеправительственный подход

Работа по развитию конкуренции не всегда идет быстро и гладко, признают в АЗРК. Из 69 рекомендаций, представленных Агентством на рассмотрение Комиссии по демонополизации экономики, 33 не поддержаны госорганами либо поддерживаются частично. Это может говорить о том, что для отраслевых регуляторов вопрос развития конкуренции в настоящее время не играет первостепенную роль.

В АЗРК предлагают принять Указ по развитию конкуренции в экономике Республики Казахстан. За основу взят опыт США, где предусмотрены меры, обязывающие отраслевые госорганы защищать условия конкуренции и кооперировать усилия с антимонопольной службой.

Чтобы полностью исключить фаворитизм в решениях госорганов, предлагается предусмотреть включение Агентства в перечень госорганов, с которыми требуется обязательное согласование всех НПА – наряду с Министерствами национальной экономики, юстиции и финансов.

«С учетом лучшей международной практики в АЗРК внедрили элементы корпоративного управления. Теперь системные решения и вопросы, касающиеся деятельности АЗРК, например, сделки по слиянию и поглощению, открытию антимонопольных расследований и так далее, обсуждаются и определяются коллегиально» Рустам Ахметов

Кроме того, вместе с Бюро национальной статистики планируется запуск «аналитической карты состояния конкуренции». Это позволит отойти от практики ручного сбора информации по рынкам и отслеживать изменения в динамике, считают в АЗРК.

Говоря об операционных мерах АЗРК, Рустам Ахметов отметил, что в текущем году в Агентстве внедрены элементы корпоративного управления, теперь системные решения и вопросы, касающиеся деятельности АЗРК, к примеру сделки по слиянию и поглощению, открытию антимонопольных расследований и т.д., обсуждаются и определяются коллегиально.

«Важным направлением для АЗРК является и цифровизация нашей деятельности. Начата автоматизация внутренних бизнес-процессов АЗРК, внедрен корпоративный портал для оптимизации бизнес-процессов. Оцифрована государственная услуга по рассмотрению ходатайств о согласии на экономическую концентрацию» Рустам Ахметов

В 2023 году Агентство продолжит свою работу по демонополизации рынков товаров и услуг, чтобы сделать их прозрачнее и доступнее как для бизнеса, так и в результате для граждан как конечных потребителей.

Антимонопольные реагирования

Заместитель Председателя АЗРК Болат Самбетов представляя итоги проведенных расследований, отметил, что Агентством в целях реализации задачи по предупреждению, выявлению и расследованию, пресечению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, принимается комплекс мер с принятием мер реагирования в отношении тех лиц, чьи акты, действия (бездействие) влекут нарушение законности, ограничивают и (или) устраняют конкуренции, нарушают права неопределенного круга лиц.

«За прошедший период текущего года антимонопольным органом в адрес субъектов рынка и государственных органов вынесено 442 уведомления, из них 330 исполнено. Важно отметить, что инструмент уведомления используется в качестве предупреждения, позволяя предпринимателям добровольно устранить признаки нарушения, тем самым, не вовлекая их в орбиту антимонопольных расследований» Болат Самбетов

За 2022 год антимонопольных расследований завершено – 118, проводятся 95 расследований.

В 2021 году порядок организации и проведения торгов СНГ через электронные торговые площадки были установлены Правилами организации и проведения торгов сжиженным нефтяным газом через электронные торговые площадки, утвержденными приказом Министра энергетики.

В рамках проверок было установлено, оптовые реализаторы газа, злоупотребляя доминирующим положением, ориентировались только на установление максимальной цены на газ (110% от базовой цены), игнорируя заявки с меньшей ценой, несмотря на низкую себестоимость.

По данному факту приняты меры административного и уголовного характера. В доход государства возмещен ущерб более 5.5 млрд тенге.

Также проведены проверки на рынке розничной реализации СНГ в отношении – 89 субъектов рынка, по итогам которых наложен штраф – 310 млн тенге.

В текущем году завершено расследование в отношении Камкор-локомотив по факту злоупотребления доминирующим положением, в части установления монопольно высокой цены на услуги технического и сервисного обслуживания и капитального ремонта локомотивов. По итогам судебных разбирательств, судом наложен штраф на 240 млн тенге.

Также завершено и передано в правоохранительные органы расследование в отношении ТОО «ТЭК Казахстан» по факту злоупотребления доминирующим положением, в части установления монопольно высоких цен на услуги «приемка, хранение и отпуск жидких, сыпучих и тарированных грузов (дизтоплива)».

Проведено расследование в отношении ТОО «Казфосфат» по факту установления монопольно высокой цены на аммофос.

В ноябре 2021 года произошел рост цены на аммофос с 125 000 тенге до 168 750 тенге, по сравнению с началом года увеличение цены составило 35%. При этом в январе 2022 года цена составила 185 625 тенге, по соотношению к январю 2021 года рост на 48,5%.

По итогам расследования ТОО «Казфосфат» снизил цену с 185 тысяч тг/тн до 173 тысяч тг/тн. При этом компания начала возврат клиентам разницу между старой и новой ценой в виде дополнительного объема аммофоса. Итоговая сумма разницы, по данным предприятия, составила 2,8 млрд тенге.

Кроме того, возмещен ущерб в доход государства на 697 млн тенге.

Завершено расследование в отношении АО «Самрук-Қазына».

Установлено, что организаций Фонда в нарушение требований Порядка осуществления закупок, приобретали услуги по страхованию жизни способом из одного источника, при возможности их приобретения конкурентным способом.

Эти факты свидетельствуют о самоустранении (бездействий) централизованной службы Фонда по контролю за закупками, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг.

В настоящее время идут судебные разбирательства по обжалованию результатов проверки.

«В настоящее время в отношении Яндекс такси, предлагающего услуги крупнейшего агрегатора такси на территории страны, Национального центра экспертизы и сертификации, оказывающего услуги метрологии и подтверждения соответствия товаров, оператора связи «Мобайл телеком сервис» (Теле 2) и Петросан осуществляющий реализацию дизельного топлива проводятся расследования в части злоупотребления доминирующим положением» Болат Самбетов

Итоги расследований будут сообщено дополнительно.

Ранее в рамках совместной проверки с прокуратурой в действиях Петросан установлены факты необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями или реализации товара при реализации нефтепродуктов. Судом первой инстанции наложен штраф - 607,5 млн тенге (оплачен).

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -