Жизнь и служба полковника Александра Воробьева

3688

Войска правопорядка и артиллерия – понятия совместимые. На эту тему и о себе расскажет нам Начальник службы артиллерии Главного управления боевой подготовки Главного командования Национальной гвардии Республики Казахстан полковник Александр Владимирович Воробьёв.

Истоки

– Господин, полковник, где провели детство, юность и почему выбрали военный путь?

– Родился 31 августа 1966 года, в украинском городе Комсомольский Донецкой области. Шахтерский край, но в роду у нас не было шахтеров. Отец закончил Харьковский авиационный институт, отслужил в войсках ПВО и работал по специальности в гражданской сфере. К сожалению, до сегодняшних дней папа недожил, в возрасте 77 лет скончался от инсульта, похоронен на украинской земле. Мама – Заслуженный учитель Советского Союза. Ей 84 года, живет в известном поселке Отар, и будучи на пенсии, занимается с учениками.

В семье я был одним ребенком, но вырос не эгоистом, а законопос­лушным и уважающим общест­венные ценности человеком. Так как папа был сначала военным, то наша семья иногда кочевала, и благодаря этому закончил среднюю школу имени А.С. Пушкина в армянском городе Степанаван.

С 1983-го по 1987-й год учился в Коломенском высшем артиллерийском училище на факультете «командно-тактическая артиллерии». На военный выбор повлиял отец, точнее его друг, закончивший то училище. Прошло уже много лет, но приобретенные за четыре года знания до сих помогают в пов-
седневной деятельности.

В курсантских погонах

– Александр Владимирович, чем запомнились курсантские годы?

– Воспоминания в основном положитльные, хотя первые два года было трудно, да и третий курс был нелегким, загружен предметами: теоретическая механика, сопротивление материалов, элект­ротехника, основы гидравлики и теплотехники, физика, высшая математика. Уровень подготовки курсантов и требовательность преподавателей были очень высокими. До сих пор помнится восьмичасовая защита дипломной работы в финале третьего курса. Этому предшествовала долгая подготовка, чтобы подробно рассказать о ремонте и эксплуатации силовой передачи самоходной установки. Я был награжден отличной оценкой и дополнительной неделей отпуска от начальника училища (тогда был генерал-майор Михайлов Б.С.).

На четвёртом курсе училище возглавил полковник Зарицкий В.С., будущий начальник ракетных войск и артиллерии РФ. Преподаватели у нас были лучшими, много было докторов наук, доцентов. Были такие кафедры как тактика, тактика артиллерии, стрельба и управление огнём артиллерии, эксплуатация артиллерийского вооружения. Часто вспоминаю полковника Карпова А.Д. доктора технических наук, руководителя моей дипломной работы. Вспоминаю разведчиков, таких как полковник Момот В С., к сожалению, уже ушедшего из жизни. Могу твердо заявить, что в моей службе помогает тот первый сплав военных знаний и умений, заложенный в наши курсантские головы мудрыми учителями, которых я всегда буду вспоминать с огромной благодарностью.

Упомяну и инженерную подготовку, которую вел полковник Младоновский С.Я. доктор военных инженерных наук, доцент с очень жёсткими требованиями к нам. Спустя годы мы поняли, что уроки полковника нас научили многому. Одно из интересных воспоминаний – преодоление курсантами первого отделения нашего взвода особых препятствий. Одно отделение «минирует» поле в грязи и слякоти. Затем другое отделение должно разминировать, находя и нейтрализуя опасные растяжки. Естественно, мы изощрялись в фантазии, и ловушки становились всё сложнее. Со стороны это походило на игру. Но повзрослев, осознали, что нас готовили к борьбе со смертью.

Все, чему нас обучали четыре года нам пригодилось в жизни. Например, помню, как вел занятия преподаватель физической подготовки майор запаса Вольнов Л.Г., мастер спорта по рукопашному бою и лёгкой атлетике. Занимались интенсивно круглый год и нас не пугало, что каждые два года выпускников инспектировали по спортивной массовой подготовке. Мы сумели пройти это испытание. В итоге, майор поставил те оценки, которые мы заслужили.

Строгое, глубокое и универсальное обучение по всем учебным предметам дало мощный толчок для саморазвития. Мы, выпускники и сейчас общаемся с теми, кто нас учил. Таких много, как командир третьего взвода старший лейтенант Назарько П.Н. или старший лейтенант Бессмертнов С.Д. Переписываюсь с командиром первого взвода каждый день. Поддерживаю отношения со всеми ребятами (сегодня это умудренные опытом старшие офицеры и начальники), с которыми учился.

Далеко от дома

– Каким был Ваш служебный путь до сегодняшней должнос-
ти?

– После выпуска остался в военном училище, в дивизионе обеспечения учебного процесса командиром взвода, затем служил в Афганистане в качестве командира миномётного взвода первого батальона 181 мотострелкового полка.

В 1989-м году покинул заграницу в качестве исполняющего обязанности командира горнострелковой роты. Многому меня научили тогда наш командир полка подполковник Верещак В.Г., начальник штаба полка подполковник Безъязыков А.И., заместитель командира роты капитан Юрий Лесин. Под его влиянием я и стал исполняющим обязанности командира роты, потому что у заместителя командира были две тяжёлые контузии, два тяжёлых ранения. Сейчас он в Ульяновске, и мы общаемся.

Несколько месяцев прослужил в Таманской дивизии, в танковом полку командиром гаубичной батареи, прошёл инспекцию Минис-
терства обороны, которой тогда командовал генерал-полковник Третьяк А.И. бывший командующий Забайкальским военным округом. Благодаря его перфекционизму говорили: «Лучше пережить две войны, чем одну инспекторскую проверку».

Службу я продолжил в Закавказье, в городе Дилижан (там снимались некоторые сцены из «Мимино»), недалеко от границы между Арменией и Азербайджаном. Под моей ответственностью было четыре заставы, 120 км границы, проходившей по горам. Обстановка осложнялась тем, что шёл развал Союза и в самовольные отлучки уходили по сто-двести солдат. Мы их ловили и возвращали. Сам лично садился за руль ЗиЛ-131 и вперед по горам. Затем я попал в Ленинградский военный округ, в поселок Каменка, недалеко от Выборга. По прошествии двух лет служил в Закавказье.

В 1991-м году во многих регио­нах Союза шли конфликты. Поэтому в 1992-м году был сформирован батальон миротворческих сил на базе нашего полка. В ютубе есть документальный фильм про миротворцев в Приднестровье в 1992 году, где показан и наш батальон. В этом фильме есть два моих интервью. Самое печальное то, что в 1995-1996 годах этот батальон при выполнении служебно-боевых задач полёг в Чечне.

Далее я выполнял миротворчес­кую миссию в Абхазии в середине 90-х годов, а затем уехал в Казахстан, на родину моей мамы, стал служить в системе министерства обороны – стал начальником штаба отдельного противотанкового дивизиона, там же – начальником штаба 171 артиллерийского полка. Но по семейным обстоятельствам ушёл в гражданскую сферу, но служба тянула обратно.

На страже правопорядка

Поэтому в 2011 году по приглашению генерала Булата Бахитжановича Джанасаева и генерал-полковника Руслана Фатиховича Жаксылыкова, которого я давно знаю, пришел во Внутренние вой-
ска – был назначен преподавателем в Военный институт Внутренних войск МВД РК. В течение года стал старшим преподавателем. В связи с развитием силовых структур Командующий поставил задачу – развёртывание артиллерии внутренних войск, формирование артиллерийских подразделений.

Стали с нуля создавать соответствующую базу при помощи командующего и начальника военного института. Тогда им командовал полковник Жумабек Хатиоллаевич Ахметов, ныне генерал-майор. Мы создали цикл ракетно-артиллерийского обеспечения войск. Сперва я сам возглавлял цикл, потом подобрали преподавателей. Сейчас цикл возглавляет очень грамотный офицер, полковник Денис Васильевич Никитенко. Кстати наши кадры по подготовке намного сильнее чем в подобных структурах.

В 2014 году получил звание полковника и возглавил кафедру вооружения и стрельбы по 2022-й
год. Параллельно по поручению Главнокомандующего занимался созданием артиллерийско-зенитных подразделений, решал вопросы с вооружением, оснащением и т.д. Например, мы создавали дивизионы: на юге в Шымкенте, на севере в Петропавловске. Третий дивизион – в Актобе. С 2023-го года создаём четвёртый дивизион в Каракемере. Надо было заниматься оснащением, вооружением и перевооружением новых подразделений, проведением занятий, полевых выходов и многими другими вопросами, число которых росло, и тогда встал выбор – работа на кафедре или становление новой структуры. Выбрал второе.

– Что запомнилось из службы в Военном институте, когда Вы и Ваши коллеги поднимали кафедру на новую высоту?

– Работы было много, в т.ч. проведение государственных экзаменов. На начальнике кафедры вооружения и стрельбы замыкается круг вопросов, связанных с комп­лексным экзаменом по тактике, ТСБП и т.д. Да, начальники различных кафедр готовятся к проведению финального экзамена, но основная тяжесть – на коллективе кафедры вооружения и стрельбы, который всегда проводил большую работу. Я благодарен преподавателям – вместе поднимали уровень подготовки курсантов. К сожалению, один из грамотнейших и многое сделавших для развития нашей отрасли преподавателей, полковник Виталий Валентинович Слоквенко скончался летом 2021-го года. У нас была отличная сплоченная преподавательская команда, которая сильна до сих пор. Назову самых-самых. Это полковники Никитенко Д.В., Тюлеев Б.С., Мусин М.А., и старшина Зайцев А.Г.

Во время прошлогодних январских событий кафедра выполняла особые задачи. Мы находились в боевых машинах, меняя друг друга, выполняя задачи по охране военного городка, именно в сфере бронетранспортеров. Наши жены приносили еду нам на КПП. Тот январь показал, что офицеры кафедры – очень ответственные и надежные.

Но вернемся к середине рассказа. В соответствии с поруче­нием Главнокомандующего в 2022-м году была создана служба артиллерии, которую я и возглавил. На базе воинской части 6636 был создан отдел боевого применения подразделений артиллерии и противовоздушной обороны.

– Расскажите вкратце об актуальности и важности Вашей службы.

– Число задач у нас неуклонно растет, в особенности в связи с последними международными событиями. Растёт роль артиллерии, которая в боевых действиях занимает практически 90% выполнения боевых задач. Пора всем осознать необходимость артиллерии для Национальной гвардии. Когда-то не предавали значения спецназу, но жизнь доказала, что спецподразделения – это не чья-то прихоть, а жесткая необходимость. Так же будет, образно говоря, и с пушками.

Давно пора всем понять, зачем сейчас формируются тяжёлые батальоны. Мы выполняем общие задачи совместно с Министерст­вом обороны, с МВД и другими ведомствами по охране общественного порядка и обороне нашего государства. Поэтому к нашим вопросам надо относиться очень серьёзно. Сейчас наша служба занимается переоснащением и снабжением. Основная проблема на данный момент – нехватка денежных средств, потому что современные средства разведки требуют больших затрат. Некоторые говорят, ну, вот есть же миномёты, значит, всё нормально. Но миномёт – это всего лишь средство доставки, и пушка – это средство доставки. Но этого мало, прежде всего необходима хорошая техническая разведка. Об этом красноречиво говорят последние события в мире. В общем, это отдельная большая и сложная тема.

– Если не секрет, то в каких республиках довелось выполнять особые задачи по наведению общественного порядка?

– Украина, Россия, Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова, Приднестровье, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан. Кстати, будучи курсантом, проходил стажировку в ГСВГ (группа советских войск в Германии). Тогда в соответствии с приказом Министра обороны курсанты стажировались в развёрнутых воинских частях, а именно в советских воинских час­тях в странах Варшавского договора. В немецком городе Кохштедт я пробыл 45 суток. Временно стал командиром гоаубичной самоходной батареи 2С3 «Акация» в артиллерийском полку.

– Насколько интересной была стажировка?

– Курсантов готовили на очень высоком уровне, поэтому я не очень боялся стажировки, хотя в моем временном подчинении оказались солдаты и сержанты одного возраста со мной. Кстати, в многонациональном воинском дружном коллективе была настоящая дружба народов. Стажировка пошла на пользу, ведь я сам управлял самоходной батареей. Тогда наши подразделения выполняли огневые задачи дивизиона, артиллерийского полка, потом артиллерии армии, и в конце уже задачи, которые ставил Командующий ракетными войсками и артиллерии, генерал-майор Голубев Б.В.

Запомнился случай, когда командиру моего полка поставили задачу организовать постановку неподвижного заградительного огня по танковым колоннам противника. Я находился в пятой батарее, которая была подручной батареей командира полка. У курсантов х/б были светлыми, а в самоходке от солярки и масла ты ­быстро чернеешь. Поэтому старший офицер батареи отдал мне свой танковый комбинезон и запретил убирать его капитанские погоны. С ними я и выполнял ночью задачу по постановке неподвижного заградительного огня, осуществлял подсветку.

Затем меня вызвали на командный пункт, где генерал объявил благодарность всем и тут обратился ко мне со словами: «Товарищ капитан». А я ему: «Я не капитан». Узнав, что я курсант-стажёр генерал спросил: «Почему форму одежды нарушаете?». Я лишь промолчал. И тогда генерал подытожил: «За осуществление подсветки – отлично, благодарность, а за нарушение формы одежды – замечание Вам». Поэтому, когда затребовали мою книжку стажёра, то мне стало очень грустно. Но настроение резко улучшилось, когда увидел в книжке слова: «Благодарственное письмо», при этом порекомендовали отправить меня в группу советских войск в Германии, именно в этот полк. Когда я вернулся в родное училище, то за отличную стажировку и успешное выполнение к отпуску добавили десять суток.

– Господни полковник, помогало ли в жизни знание боевых искусств?

– Расскажу один случай. Все знают про поселок Отар на юге страны и про поселок Гвардейский. В середине 90-х годов ХХ века мне довелось там служить и жить в офицерском общежитии. Однажды местные «авторитеты» попытались собрать «дань». Тогда вместе с моим подчиненным, а именно командиром батареи Евгением Лучиным мы «дали ответ». Крепкий и закаленный карагандинец Женя, в прошлом хоккейный вратарь, весом в 120 кг, да и я не маленький. Гости больше не приходили.

– Пару слов, господин полковник о семье, хобби, спорте.

– Супруга работает старшим офицером отделения учебной работы в Академии Национальной гвардии РК. Сын и дочь учатся в столичных колледжах. В редкие свободные часы я читаю английскую и русскую классику, а летом ловлю спокойствие на рыбалке с удочкой. На спорт времени нет, но в юности занимался боевым самбо и каратэ. Люблю смотреть советские и российские кинокомедии и военные сериалы. А девиз у меня простой: «Везде во всём всегда оставаться настоящим мужчиной».

– Что пожелаете читателям газеты?

– Скажу коротко – учите воен­ное дело настоящим образом, как раньше говорили. Как сказал генералиссимус Суворов: «Тяжело в учении, легко в бою». Добавлю – Пускай лучше семь потов с тебя сойдёт в учёбе, чем прольется кровь в бою.

– Ну, что ж, большое спасибо за содержательное интервью!

– И Вам – за интерес к актуальной теме!

Беседовал подполковник запаса Алтай Сиырбаев

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -