Нур-Султан

Алматы

Можно ли продлить жизнь вариатору?

19 января 2021, 17:20309

Как часто следует обслуживать бесступенчатую коробку и чего не стоит с ней делать.

Вариаторы, или CVT, плотно вошли в автомобильную индустрию и до полного перехода на электромобили. Если таковой действительно случится, мы, вероятнее всего, от них не откажемся. С этим стоит смириться. А потом узнать, что же из себя представляет бесступенчатая коробка и чем отличается её эксплуатация от классического автомата.


Что такое CVT

CVT расшифровывается как Continuously Variable Transmission. Ещё её называют бесступенчатой. Основная разница между такой коробкой передач и любым другим автоматом заключается в принципе работы. Вариатор не перебирает ступени с чётко заданными передаточными числами, а меняет их плавно. Происходит это за счёт уменьшения или увеличения диаметра специальных конусов на ведущем вале, которые связаны с ведомым ремнём или цепью. Таким образом КПП способна постоянно держать двигатель на оптимальных оборотах.

Можно ли продлить жизнь вариатору?

Ранние вариаторы были не очень комфортны для водителей. То ещё удовольствие — слушать монотонный вой мотора при ускорениях. Современные коробки лишены этой проблемы. В них применяются «виртуальные» передачи. Электроника задерживает конус в одном положении, давая мотору раскрутиться, и только затем меняет диаметр на следующий.

Вариатор можно считать одним из самых эффективных методов передачи крутящего момента на колёса. КПП позволяет не только постоянно держать двигатель в оптимальном режиме, но и существенно экономить топливо. Но это на бумаге, на деле же…


Проблемы CVT

По своей конструкции бесступенчатые коробки заметно проще обычных автоматов, то есть по определению они должны быть более надёжными. Тем не менее репутация у вариаторов посредственная. Отчасти это связано с заводскими просчётами в достаточно популярных агрегатах Jatco, которые постоянно на слуху. Мы уже говорили о них в отдельном материале. Да и принцип работы CVT тоже накладывает отпечаток на долговечность коробки.

Можно ли продлить жизнь вариатору?
Сломанный шкив вариатора

Хотя внутри CVT и меньше деталей, некоторые из них испытывают серьёзную нагрузку. Главные в этом списке — шкивы и клиновидный ремень или же цепь, его заменяющая. Практически любые неполадки в системе прямо или косвенно влияют на долговечность данных элементов, а их ремонт — основная статья расходов. Для примера: комплект конусов и цепь для вариаторов Lineatronic, которые ставятся на все современные Subaru, обойдётся примерно в 600 тысяч тенге.

Можно ли продлить жизнь вариатору?
Задиры на шкиве вариатора

Тут напрашивается промежуточный вывод, намекающий, что немалая часть проблем с вариаторами, кроме «детских болячек», может быть решена своевременным и качественным обслуживанием.

Можно ли продлить жизнь вариатору?
Сравнение нового ремня вариатора (слева) и использованного


Обслуживаем вовремя

Что значит вовремя? — спросите вы. Вопрос интересный. В мануалах к новым автомобилям можно нередко найти информацию о том, что трансмиссионная жидкость внутри коробки передач рассчитана на весь срок службы, но большинство производителей вариаторов при этом предписывают периодическую замену. На практике интервал лучше всего держать в районе 50 000–60 000 километров и заливать в CVT только оригинальное масло. Требования к нему у бесступенчатых коробок выше, чем в автоматах.

Можно ли продлить жизнь вариатору?
 

Чтобы продлить жизнь вариатору, каждую смену жидкости следует сопровождать чисткой магнитов, призванных улавливать продукты износа, заменой фильтров грубой и тонкой очистки, а также прокладок поддона. И не стоит забывать о проверке системы охлаждения коробки передач. Масляные радиаторы могли забиться грязью или пострадать от камней, к примеру. И то и другое приведёт к снижению их эффективности, а значит, сделает перегрев CVT более вероятным.


Меньше газа

Небрежное обслуживание — не единственное, что может прикончить вариатор раньше времени. Бесступенчатые коробки очень чувствительны к тяжёлой правой ноге водителя и перегреву. При этом добиться последнего несложно.

Ранние вариаторы не имели в своей конструкции гидротрансформатора, который снимал лишнюю нагрузку с конусов и ремня при трогании с места. В таких коробках, когда водитель слишком резко утапливал педаль в пол во время старта со светофора, ремень проскальзывал. Понятное дело, что это негативно сказывалось на долговечности деталей. Современные CVT переносят резкие старты легче, но всё равно страдают. Так что если купили машину с вариатором, привыкайте трогаться плавно и уж точно забудьте про старты с педалей.

Важно: ещё одна вредная для CVT водительская привычка — удержание машины на склоне педалью акселератора. Это верный путь к перегреву коробки. Рекомендации против такого приёма можно найти практически во всех мануалах. Пользуйтесь стояночным тормозом.

Можно ли продлить жизнь вариатору?
 

Умение плавно работать педалью акселератора поможет и на дорогах с неоднородной поверхностью. На них возможна пробуксовка колёс, которая также чревата проскальзыванием ремня.

Скользящий ремень «поедает» не только себя, но и конусы, а также приводит к перегреву трансмиссионной жидкости. Подгоревшее масло теряет как свои охлаждающие, так и смазывающие свойства, что приводит к ещё большему износу деталей, а образовавшаяся в результате металлическая стружка может забить каналы внутри гидроблока. Итог — дорогостоящий ремонт. Его стоимость легко доходит до одного миллиона тенге.

Можно ли продлить жизнь вариатору?
 

Прогрев, нейтралка и парковка машины с вариатором: что нужно знать?
 

Перегрев автоматическим коробкам противопоказан, а вот прогрев, особенно в холодное время, будет очень даже кстати. Вариатор не исключение. Стоять по полчаса во дворе с молотящим мотором не нужно (пункт 17 ПДД РК запрещает стоянку с работающим двигателем в жилой зоне). Тем не менее мануалы к вариаторным машинам вроде Renault Arkana, к примеру, рекомендуют немного подождать перед началом движения и несколько минут после начала движения на холодную избегать резких ускорений.

Во время движения не следует переключать вариатор в режим N и пускать машину накатом. Ожидаемой экономии топлива от этого никакой не будет. Однако при продолжительных остановках, на светофоре или в пробках, переводить рычаг из D в N можно и даже рекомендуется. Такой совет есть в мануале Nissan Qashqai с коробкой Xtronic. Правда, о каком промежутке времени идёт речь, не уточняется.

Можно ли продлить жизнь вариатору?
 

Во время стоянки совет простой для любого типа автоматической трансмиссии: пользоваться стояночным тормозом вне зависимости от того, стоит машина на уклоне или нет. Алгоритм следующий: после остановки селектор следует перевести в режим P при нажатой педали тормоза, поставить на ручник и только потом отпустить педаль тормоза.


Подытожим

Критика в адрес бесступенчатых коробок передач во многом заслуженна. Их ресурс действительно зачастую меньше, чем у дорогих сердцу некоторых водителей автоматов, но связано это не только с «детскими болячками» и особенностями конструкции. Немаловажным фактором является и потребность в правильном обслуживании, которым многие пренебрегают, надеясь на авось, а также аккуратность в использовании. Если придерживаться этих простых рекомендаций, то некоторые CVT вполне могут прослужить и 300 тысяч километров.


Kolesa.kz

2006 - 2021 © Деловой Казахстан. 16+

info@dknews.kz

novosti@dknews.kz