Настройки
Язык
Тема
Обновление

Карантин. Новая реальность: Как пережили пандемию ТРЦ

20165

COVID-19 диктует новые правила игры для всех. Нам, людям, придется научиться сосуществовать с ним, и никуда от этого не деться.

Какие последствия от карантина и ограничений в работе ощутили на себе владельцы торгово-развлекательных центров, и как будет выглядеть торговля в Казахстане в будущем, попытался узнать корреспондент Делового Казахстана.

Полтора года назад, 16 марта 2020-го, в Казахстане официально были закрыты все торгово-развлекательные центры. Работали только продуктовые точки и аптеки, находящиеся в них. В связи с этим миллион человек по всей стране остались без работы. Так продолжалось довольно длительное время. В августе 2020 года ТРЦ разрешили работать, но только по будням, а по выходным их снова переводили в режим карантина.

«Мы все поставили счетчики, которые в режиме реального времени позволяют считывать количество посетителей. Мы на цифрах показали, что в будние дни с 17.00 до 21.00 количество гостей увеличилось в 3 раза в сравнении с допандемическими. То есть санврачи обосновывали решение тем, что нужно распределять поток и что в выходные дни есть скопление людей. В итоге, решение 16 августа ввести локдаун выходного дня, привело к тому, что в будние дни приток гостей только увеличился. На наш вопрос «Что же вы делаете?», ответа не было и нет до сих пор. Пока сам Премьер-Министр в конце октября не провел Межведомственную Комиссию и не позволил торговым центрам работать в выходные дни», – вспомнил председатель Союза девелоперов торговой недвижимости РК, совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

Он подчеркивает, что санврачи до сих пор не предоставили общественности результаты расследований, где обосновывается устное утверждение о том, что ТРЦ являются главным источником и очагом заражения коронавирусом. Учитывая ситуацию и большое количество рабочих мест, которые приходятся на ТРЦ и сферу торговли, владельцы торговых помещений дали арендаторам льготные условия и теперь ждут поддержки от государства.

«Мы были супергибкими: всячески поддерживали арендаторов рекламными позициями, уменьшали ставки, добавили льготные периоды. Сейчас торговые центры уже исчерпали запас прочности. Как только Алматы начал работать в выходные дни, я увидел в субботу утром в рабочей группе скриншот о том, что синий статус не может зайти в торговый центр, элементарно в аптеку или за продуктами! Я думаю, надо просто дать бизнесу полноценно работать. А торговые центры в 2021 году еще и сняли из программы предоставления льготного кредитования для каких-то инноваций», - сожалеет руководитель департамента брокериджа, партнер компании «Retail Space» Андрей Гордиенко.

Специалист вспоминает, что его компания давала возможность онлайн-продаж с торгового центра, то есть, по сути, практически бесплатно предоставляла площадки для складирования в период ограничений.

«Арендаторы платили только эксплуатационные платежи: мы обеспечивали охрану. Весь локдаун и ограничения в выходные дни мы не считаем в платежах по оплате, а еще были послабления. Например, мы не начисляли арендные платежи в период закрытия магазинов. Лояльность сейчас не имеет каких-то границ, никто не знает, когда все закончится. Фактически наши торговые центры вышли из пандемии с показателем 95 – 97% заполняемости. Это было достигнуто только за счет индивидуальных переговоров и предоставления лояльных условий для арендаторов. Сейчас рынок перерастает в более партнерские отношения, мы конкретно по ТРЦ «Спутник» за 2021 год перешли на 90% арендаторов, работающих с процента от товарооборота», - рассказал специалист.

Не все ТРЦ выдерживают такой удар. Буквально недавно вышла новость что алматинский ЦУМ в дефолте ушел за долги банку. И это флагман, знаковый проект страны.

«Есть опасения, что сценарий здесь простой: в ближайшие 5 лет крупные банки станут крупнейшими девелоперами и управляющими компаниями изъятых объектов. Что будет дальше, когда управлять ТРЦ придется непрофильным специалистам – трудно представить. И так меры, о которых мы просим, наверное, 50% из них уже не помогут», - сокрушается Дмитрий Ревин.

Если в Алматы ТРЦ еще как-то выживают, то в регионах ситуация еще хуже.

«Нагрузка просто колоссальная. Мы приняли беспрецедентные меры, выполнили все необходимое, что нам предписывали: масочный режим, тепловизоры, антисептики, санитайзеры, наклейки различного рода – все, что только было возможно, но при этом продолжаются ограничительные меры! Мы со стороны государства ждем справедливый ответ. Сейчас мы видим примеры работы ТРЦ и банков, не зная внутренность, глубину всей работы объектов. И для того, чтобы говорить о господдержке в целом, нужно реабилитировать отрасль, нужно признать, что она поражена в период пандемии и пересмотреть нормативные базы со стороны государства. Действенная поддержка - материальная. Мы нуждаемся в государственной поддержке в плане не только налогов, но и пересмотра тех же коммунальных платежей. Потому что нагрузка постоянная: здание необходимо эксплуатировать, инженерные системы нужно обслуживать. Мы пересмотрели даты платежей, делали скидки, собирали с арендаторами полный список проблем. Если будет пересмотр в сторону понижения тарифов на электроэнергию и теплоснабжение, это зеркально отразится и на платежах арендаторов», - предложил директор ТРЦ «Maxi mall» (Екибастуз) Арман Джамбусинов.

Интересно, что представители малого и среднего бизнеса с сожалением говорят о том, что в регионах не все владельцы ТРЦ идут им на встречу и даже поднимают арендные ставки...

Представители бизнеса сходятся в одном: без поддержки государства не обойтись, а принимаемых мер недостаточно.

«Думаю, если государство хочет поддержать торговлю, ограничения и любые меры воздействия нужно делать максимально осознанно. Все время локдауна, платежи по аренде и маркетингу отменялись полностью, оплата за эксплуатационные расходы в наших ТРЦ составляла не более 50%. С арендаторами, которые не смогли возобновить свою деятельность, договоры были расторгнуты без штрафных санкций, также мы пересмотрели платежный календарь. Если раньше все арендные платежи оплачивались по предоплате, то в 2020 году и в начале 2021 арендные платежи осуществлялись месяц в месяц. Мы пошли на то, чтобы у наших арендаторов была дебиторская задолженность, но оборотные средства и товарный запас оставались в приоритете. Все, чтобы выжили, встали на ноги! Мы понимаем, что рано или поздно все это закончится, но заказ коллекций осень-зима 2021 должен быть проплачен уже сейчас, чтобы ритейлеры видели свое будущее», -поделился опытом коммерческий директор ТРЦ «Asia Park» (Алматы) Дмитрий Козлов.

В свою очередь, Дмитрий Ревин видит решение в отмене налога на имущество и зарплатных налогов арендаторам. Каким будет сфера торговли через пару лет, сказать сложно.

Но уже сейчас понятно, что многие сделки купли-продажи одежды, товаров для дома и продуктов уходит в онлайн, и чтобы ТРЦ удержаться на плаву и не потерять арендаторов и покупателей, нужно что-то делать уже сегодня.

Альберт Ахметов

Использованы материалы Международной выставки моды Central Asia Fashion

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -