Будущее онлайн-аптек в Казахстане

51095

IT-стартап Daribar – это онлайн-аптека. Проект запущен в июле 2022 года, за два года он приобрел сотни тысяч активных пользователей. По словам руководителя компании Дениса Сермухамедова, в планах на этот год — достичь планки в миллион пользователей и выйти на рынки других стран.

Поход в аптеку — это был стресс

Я алматинский айтишник, программирую с 4 класса. Бывало что родители посылали меня в аптеку, и для меня как для айтишника, который не очень любил коммуницировать, поход в аптеку — это был стресс. Тебя просят взять какое-то лекарство, приходишь в аптеку, а там его нет. И есть два варианта: согласиться на аналог и получить по голове или вырваться из очереди, звонить, уточнять, подходит ли аналог, дозировка. Второй очень важный момент – цена товара: в разных аптеках она может существенно различаться, и хотелось иметь возможность выбрать самый выгодный вариант.

Я начал думать, как можно решить эти две проблемы. Покупателю будет удобнее, если в одном сервисе будут собраны аптеки из разных сетей и несетевые, потому что у каждой аптеки свой ассортимент, своя ценовая политика — и выбор у клиентов будет шире.

И еще важный момент: в Казахстане уникальная ситуация. Количество некрупных сетевых и несетевых аптек составляет примерно 50%. Поэтому небольшим аптекам приходится не просто выживать, но еще и открывать новые точки, то есть они умудряются конкурировать. Конкурируют такие небольшие аптеки за счет сервиса, каких-то уникальных позиций — делают так, чтобы клиент к ним возвращался. У таких небольших аптек также есть проблема — как выходить онлайн, ведь онлайн-продажи сейчас являются большим трендом и драйвером роста.

Некоторые проекты решают для аптек задачу выхода в онлайн и дает людям доступ к их ассортименту. Но такие проекты работают по агрегационной модели: показывают позиции, цену и контакты аптеки, то есть берут на себя только половину цикла.

Мы делаем для аптек то, что в свое время Uber сделал для такси

Мы запустили проект Daribar, который идет чуть дальше: клиенту не надо никуда звонить. Мы делаем для аптек то, что в свое время Uber сделал для такси — чтобы человек мог заказать через Daribar препараты с доставкой либо прийти в аптеку и легко забрать заказ.

Мы очень качественно реализуем интеграцию аптек. Нам важно корректно синхронизировать тысячи позиций товаров. Если будет некачественная интеграция, то мы даем клиенту не тот пользовательский опыт. Поэтому мы очень трепетно относимся к качеству сервиса, и мы уже лидеры по количеству с точки зрения качественных интеграций аптек.

Как Daribar работает для пользователя: вы добавляете какой-то препарат в корзину — и сервис отображает аптеки. Наша уникальность в том, что мы показываем не только аптеки, где есть требуемый препарат, но и те, где есть прямые аналоги — подсвечиваем их другим цветом на карте. И благодаря этому вы можете найти решение в аптеке, которая ближе к вам. Например, у «Ибупрофена» на рынке много торговых наименований, а по сути это те же самые молекулы. Есть, конечно, вопросы к стандартам производителей, есть высокотехнологичные производства, сложные молекулы, но по сути «Ибупрофен» — это «Ибупрофен». Показывать аналоги — уникальная функция. Она повышает конверсию, люди чаще заказывают.

У нас есть интегрированная платежная система от надежного партнера. Аптека подтверждает заказ, и человек либо может оформить доставку, либо забрать из аптеки, предварительно оплатив. При этом покупатель точно знает, что, когда он придет в аптеку, найдет то, что искал.

Сейчас мы особенно полезны пользователям при поиске редких лекарств. Им не приходится звонить или ходить в аптеки: можно через нас легко найти нужный препарат.

Наша миссия — чтобы человек меньше болел

Наша команда еще работает над тем, чтобы долгосрочно человек меньше болел. Это наша миссия, потому что мы считаем, что человеку сложно быть счастливым, если он нездоров. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы помочь сохранить здоровье как можно большему количеству пользователей.

Мы видим тысячи благодарностей от пользователей, мы закрываем боль. И потенциал нашего сервиса велик, так как сам фармрынок очень большой. Мы стараемся развиваться дальше. Потому что на рынке, где есть очень крупные игроки, конкурировать ассортиментом недостаточно.

Мы не останавливаемся на существующей функциональности: стремимся сделать так, чтобы человек не просто покупал через наш сервис. У нашего приложения появилась в бета-версии функция будильника для приема лекарств. Например, в случае с антибиотиками важно соблюдать время приема лекарств, следить за тем, чтобы пройти курс. И у нас есть для этого опция в цифровом виде.

Облачные технологии позволяют все реализовывать быстрее

Кроме того, мы выиграли грант как стартап от VK Cloud в Казахстане в размере 10 млн тенге — это очень хорошая сумма. Это помогло нам быстрее внедрить функциональность показа альтернативной аптеки.

Представьте, что вы выбрали какое-то лекарство и опцию самовывоза. А потом понимаете, что вам неудобно его забирать. Вы переключаетесь на доставку — и мы показываем три альтернативные аптеки, которые ближе к вам, или из которых быстрее или дешевле забрать нужное лекарство.

С помощью облака мы смогли это очень быстро воплотить в реальность. За счет средств, которые нам помог сэкономить грант, мы наняли специалиста, и за несколько месяцев смогли реализовать уникальную функциональность, которой ни у кого нет и в которой пользователь видит большую ценность. Мы всегда показываем пользователю лучший вариант с точки зрения цены или времени до получения товара.

Кроме того, облачные технологии позволяют все быстрее тестировать и запускать. Мы как стартап можем сфокусироваться на разработке фичей, а все остальное отдать другим профессионалам, чтобы все надежно работало.

Важно, чтобы наша инфраструктура могла работать надежно и быстро с большим массивом данных: хранить, обрабатывать, отображать данные пользователю, быстро показывать результаты поиска. При этом для нас критически важно, чтобы облачные технологии были локализованы в Республике Казахстан, а VK CLoud как раз первый иностранный вендор, который локализовал платформу на базе ЦОДа QazCloud.

И, если ЦОД расположен ближе к пользователю (как в случае с QazCloud), это повышает скорость загрузки сайта, что сильно влияет на органическую выдачу в поисковиках и повышает посещаемость сайта.

Наш сервис уже работает в Алматы, Астане и Шымкенте. Планируем масштабироваться не только в Казахстане, но и в других странах.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -