Министр финансов Республики Казахстан Мади Такиев и вице-министр национальной экономики Азамат Амрин провели встречу с представителями бизнеса для обсуждения предложений Правительства по реформированию налоговой системы. Основной темой стало введение дифференцированных ставок налога на добавленную стоимость (НДС), что является частью масштабной налоговой реформы.
Дифференцированные ставки НДС: новый подход к налоговому регулированию
Налог на добавленную стоимость является одним из основных источников пополнения государственного бюджета. Введение дифференцированных ставок НДС призвано сократить зависимость казахстанской экономики от нефтяных доходов и повысить конкурентоспособность различных отраслей.
По словам Азамата Амрина, Правительство предлагает следующую систему ставок:
- Общеустановленная ставка – 16%.
- Промежуточная ставка – 10% (для ряда отраслей, определяемых в ходе дальнейших консультаций).
- Полное освобождение от НДС – для производителей сельскохозяйственной продукции.
- Нулевая ставка – для отдельных секторов экономики.
Министр финансов Мади Такиев подчеркнул, что налоговая система должна быть сбалансированной и учитывать интересы как государства, так и бизнеса. Предполагается проведение дополнительных встреч с предпринимателями в регионах, где будут обсуждаться детали реформы и ее влияние на различные отрасли экономики.
Влияние реформы на аграрный сектор
В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли Казахстана наблюдается дифференцированный подход к налогообложению. Крестьянские хозяйства не уплачивают НДС, а юридические лица, пользующиеся налоговыми льготами, платят только 30% от положенных к уплате налогов. В рамках предлагаемых изменений предполагается полное освобождение сельхозпроизводителей от НДС.
Этот шаг, по мнению разработчиков реформы, сделает казахстанскую сельскохозяйственную продукцию более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Ожидается снижение себестоимости товаров, таких как картофель, помидоры, лук и другие продукты питания, что положительно скажется на ценах для конечного потребителя.
Изменения в розничном налоге и упрощенной декларации
Одним из ключевых вопросов реформы является пересмотр режима упрощенной декларации и розничного налога. Власти планируют сохранить существующий предел дохода в 600 тыс. МРП (что эквивалентно 2,359 млрд тенге в год) и установить более четкие критерии его применения.
Основные изменения:
- Розничный налог останется в сегменте B2C (business-to-consumer), то есть будет применяться исключительно к розничной торговле.
- Снятие ограничений по численности работников, что позволит бизнесу расширяться без дополнительных налоговых барьеров.
- Для предпринимателей, чей годовой доход превышает 100 млн тенге, предусмотрена возможность уменьшения облагаемого дохода на сумму фонда оплаты труда (ФОТ). Это поможет стимулировать вывод заработных плат из "теневой" экономики.
- Ставка розничного налога сохранится на уровне 4%, с возможностью ее снижения местными маслихатами на 50%.
Предложенные меры направлены на повышение прозрачности бизнеса и борьбу с неформальной занятостью.
Фискальные ожидания и влияние на экономику
По расчетам Правительства, реализация налоговой реформы приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет на 4-5 трлн тенге ежегодно. Эти средства планируется направить на:
- Снижение зависимости от трансфертов из Национального фонда.
- Уменьшение государственного долга.
- Финансирование инвестиционных проектов.
- Развитие институтов развития.
- Модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и теплоэнергетики.
Таким образом, налоговая реформа представляет собой не только инструмент пополнения бюджета, но и важный шаг к созданию более устойчивой и диверсифицированной экономики.
Реакция бизнеса и перспективы дальнейших обсуждений
На встрече, организованной при поддержке НПП «Атамекен», присутствовали более 150 представителей бизнеса, отраслевых ассоциаций и объединений. В их числе – Казахстанская ассоциация налоговых консультантов, представители пищевой отрасли, фармацевтической промышленности, компании «Alageum Electric», ассоциация «Petro mining» и другие.
Представители бизнеса выразили заинтересованность в предложенной дифференциации НДС, но также подчеркнули необходимость детального обсуждения списка отраслей, подпадающих под промежуточную ставку в 10%. Многие предприниматели выразили опасения относительно возможного роста налоговой нагрузки, а также отметили важность обеспечения стабильности налогового законодательства.
В ходе дальнейших обсуждений в регионах ожидается более детальная проработка реформы с учетом предложений предпринимателей. Власти заявили о готовности выслушать бизнес-сообщество и прийти к единой позиции, обеспечивающей баланс интересов государства и частного сектора.
Предлагаемая налоговая реформа знаменует собой один из крупнейших шагов в развитии налоговой политики Казахстана. Введение дифференцированных ставок НДС, пересмотр режима розничного налога и изменения в упрощенной декларации должны повысить эффективность фискальной системы и создать более благоприятные условия для развития бизнеса.
В то же время успех реформы будет зависеть от прозрачности механизма ее внедрения, учета мнений предпринимателей и обеспечения предсказуемости налоговой нагрузки. Ближайшие месяцы станут решающими для формирования окончательной модели налогового законодательства, которая определит экономический вектор Казахстана на долгие годы.