Каждый год Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка методично, как часовой механизм, затягивает еще один винтик в грандиозной конструкции под названием «стабильность финансового сектора РК». Этот год не стал исключением из священной традиции – регулятор подошел к процессу с особым вдохновением, словно скульптор, отсекающий все лишнее от финансовой системы. А что в планах?
В рамках совершенствования инфраструктуры фондового рынка АРРФР разработан проект нового Закона «О рейтинговой деятельности», направленный на защиту прав и интересов рейтингуемых лиц и пользователей кредитных рейтингов, развитие национального рынка рейтинговых услуг, а также создание благоприятных условий для роста рынка капитала и его инфраструктуры.
Регулирование
Для расширения инвестбазы, улучшения защиты интересов неквалифицированных инвесторов и повышения прозрачности инвестиционных и венчурных фондов разработан новый Закон «Об инвестиционных фондах».
«Оба законопроекта в настоящее время находятся на согласовании в правительстве и планируются к внесению на рассмотрение в Парламент РК до конца текущего года. Основные приоритеты и стратегические направления развития финансового сектора предусмотрены в Концепции развития финансового сектора до 2030 года», – ответили в пресс-службе АРРФР на запрос ДК.
В рамках обеспечения финансовой стабильности и недопущения системных рисков будет продолжена работа по дальнейшему внедрению международных стандартов. В соответствии с рекомендациями МВФ и Всемирного банка, по итогам Программы оценки финансового сектора (FSAP) будут выработаны меры в части усиления надзорного мандата агентства, ужесточения требований по достаточности капитала и ликвидности и т.д.
«Будут внедрены международные стандарты макропруденциального надзора и управления рисками, а также корпоративного управления и раскрытия информации. Основной задачей финансового сектора является стимулирование роста экономики через перераспределение денежных ресурсов от инвесторов и депозиторов к населению и бизнесу. Для роста финансирования экономики будут реализованы стимулирующие меры фискального и регуляторного характера в отношении банков, системные меры по развитию синдицированного кредитования, расширению альтернативных форм финансирования, в том числе механизмов фондового рынка, финансового лизинга и факторинга», – ответили в АРРФР.
В АКРА считают, что для финсектора одним из основных вызовов (ровно, как и перспектив) является продолжающаяся тенденция диверсификации промышленности и экономики в целом. «Данная тенденция для своей полноценной реализации требует качественной поддержки со стороны финансового сектора, корпоративного управления, подстройки стратегий крупных игроков сектора под данный процесс. В противном случае усиливается риск загосударствления экономики в целом и реального сектора в частности, что в перспективе усилит долговую нагрузку, условные издержки государственного и квазигосударственного сектора, закрепит среду для сращивания госсектора с возникающими корпоративными «слонами», – делится мнением директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Жаннур Ашигали.
Цифровизация
«Мы наблюдаем активное изменение традиционных финансовых отношений в ходе цифровой трансформации, что влияет на структуру финансовой системы и сущность финансовых процессов. В этих условиях важно не только сохранить, но и расширить финансовую доступность и разнообразие финансовых инструментов, для наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и бизнеса. Поэтому, для стимулирования разработки и внедрения инноваций на финансовом рынке, с прошлого года по инициативе агентства казахстанским банкам предоставлена возможность создания и участия в капитале финтех-компаний и организаций, оказывающих услуги с использованием ИИ, блокчейн и других инновационных технологий», – уточнили в АРРФР.
Актуальным направлением является внедрение на финрынке технологий открытых данных. Совместно с участниками рынка уже прорабатываются подходы к созданию условий для внедрения стандартов открытых интерфейсов Open API и Open Banking.
«Говоря о перспективах, то среди первых – усиление качества финтеха и общая цифровизация услуг потребителей. Создавая инклюзивную среду, стоит уделять внимание стандартам оценки платежеспособности и концентрации кредитного риска, что, впрочем, получило новый импульс с осени текущего года», – считает Жаннур Ашигали.
Наряду с этим, АРРФР будет повышать эффективность финнадзора за счет новых технологических решений. Планируется цифровизация ключевых бизнес-процессов и внедрение технологий RegTech и SupTech. Это позволит выстроить более эффективное и технологичное взаимодействие с участниками финрынка и потребителями услуг.
«Будет реализован комплекс мер по усилению конкуренции на финансовом рынке. Планируется расширение финансовых технологий и инноваций, либерализация лицензионных стандартов для облегчения входа на рынок новых участников», – рассказали в АРРФР.
Одним из главных факторов развития страховой отрасли является активная цифровизация. СК получают более широкие полномочия в сфере разработки и внедрения собственных IT-решений. Возможность участия в капитале IT-компаний, которая была предоставлена страховщикам с августа 2025 года, усиливает технологическую интеграцию и способствует снижению издержек, повышая доступность и качество услуг.
«Сегодня регулятор и участники страхового рынка Казахстана стоят перед комплексом вызовов, связанных с укреплением финансовой устойчивости сектора, дальнейшим развитием цифровизации и повышением уровня защиты прав потребителей страховых услуг», – отметили в АРРФР.
МФО
Уже разработаны и внедрены отдельные элементы системы управления рисками (СУР) в микрофинансовом секторе: действуют пруденциальные нормативы, проводится идентификация клиентов (в рамках процедуры Know your customer), применяется биометрия и т.п.
«В 2026 году планируется внедрение СУР в МФО. Это позволит повысить устойчивость финансового положения, защиту интересов клиентов и участников, а также усилить конкурентные преимущества МФО за счет эффективного управления рисками, своевременного выявления угроз и оперативного реагирования на изменения и предотвращение негативных последствий», – говорят представители АРРФР.
Требования к СУР определяют необходимость внедрения эффективных процессов и процедур, обеспечивающих своевременное выявление, анализ, оценку и реагирование на риски с целью минимизации их вероятности и последствий. Обязательным для МФО является требование о внедрении мероприятий, позволяющих своевременно и адекватно осуществлять оценку, мониторинг и управление всеми рисками.
В рамках СУР предусматривается внедрение «трех линий защиты», предусматривающих обязательное наличие отдельных независимых функций риск-менеджмента и комплаенс-контроля. Создание отдельных/независимых функций риск-менеджмента и комплаенс-контроля, формирующих 2-ю линию защиты, обеспечит укрепление системы внутреннего контроля, независимость оценки рисков, а также повышение качества управления рисками.
С целью предоставления менеджменту независимых гарантий относительно эффективности СУР и контролей, введение функции внутреннего аудита в качестве 3-й линии защиты будет являться обязательным. В настоящее время рынок микрофинансирования состоит из 899 субъектов, включая 212 микрофинансовых организаций, 213 кредитных товариществ и 474 ломбарда. В сфере коллекторских агентств – 197 организаций.
«В период с начала регулирования МФО и коллекторских агентств, АРРФР поэтапно принимались меры регуляторного и надзорного характера. Вместе с тем значительное количество поднадзорных субъектов, их географическая разбросанность, а также рост количества жалоб и обращений затрудняет проведение полноценного и своевременного контроля за их деятельностью. В этой связи агентством был изучен зарубежный опыт внедрения механизмов обязательного саморегулирования в микрофинансовом секторе», – отмечают в АРРФР.
На рынках микрофинансирования и коллекторских услуг уже сформированы все необходимые предпосылки для внедрения обязательного СРО. В настоящее время на территории страны успешно функционируют 7 профессиональных ассоциаций, объединяющих участников этих секторов и способствующих их институциональному развитию.
Анализ международного опыта подтвердил, что наличие на финрынке СРО создает преимущества для самих субъектов рынка, поскольку укрепляется доверие как со стороны потребителей, так и регулирующих органов. Концепт СРО в сфере микрофинансирования и коллекторских услуг Казахстана был выстроен на положительном опыте стран, имеющих схожие структуру и развитие рассматриваемых рынков.
«Так, СРО в сфере микрофинансовой и коллекторской деятельностях планируется наделить функциями по рассмотрению обращений заемщиков членов СРО, проведению проверок своих членов и принятию к ним внутренних мер. При этом агентство продолжит контроль и надзор за всеми субъектами, однако фокус внимания будет осуществляться на высокорисковых субъектах, а также на деятельности самой СРО», – утверждают в АРРФР.
Ожидается, что предложенная инициатива позволит повысить дисциплину участников рынка и снизить количество нарушений. При этом создание СРО является инициативой самих участников рынка.
Предложения по введению института саморегулирования обсуждаются в Мажилисе Парламента РК в рамках проекта соответствующего закона.
Если подвести краткий, но исполненный святой веры в процедуры, итог: впереди нас ждет «дивный новый мир», выточенный по лекалам FSAP, IAIS и других аббревиатур. Мир, где каждый кредитный рейтинг будет защищен, каждый неквалифицированный инвестор утешен, а каждый риск в МФО поставлен в три линии обороны с независимыми гарантиями.
Цифровизация и Open Banking расцветут пышным цветом под бдительным взором SupTech, а на горизонте уже маячит саморегулирование. Главное помнить, что все это ради высокой цели: чтобы финансовые «слоны» не срослись с государством, а деньги текли рекой к бизнесу, минуя все риски, которые так тщательно для них же и прописали.
К 2030 году мы обязательно достигнем идеального баланса между жесткой стабильностью и либеральным развитием. Или просто научимся жить в условиях перманентного «совершенствования». Что, в сущности, одно и то же.