Степь врывается в душу

54637

«Астана Балет» порадовал любителей искусства «Вечером национальной хореографии». Он включал одноактный балет «Жусан», хореографическую миниатюру «Времена года» и программу «Наследие Великой степи».

Полный энергичной экспрессии одноактный балет «Жусан» в постановке Мукарам Авахри на музыку Куата Шильдебаева, Сергея Рахманинова, Арво Пярта и Карла Дженкинса пронес зрителя по тысячелетней истории нашей земли от племен, оставивших петроглифы, до недавних времен. На протяжении всего спектакля на заднем плане крутилось «колесо истории», а на авансцене мчались лихие всадники и прицеливались искусные охотники, свирепствовал джут и шли полчища врага. Но самым главным героем балета стала степная трава полынь, девушки-травинки. Они то наполнялись живительным соком, то страдали от суховея, то их ломало, гнуло копыто коня, но ничто не смогло их убить.  

Именно трава жусан стала символом неукротимого духа казахского народа, наделенная великой жизненной силой, а горечь – от того, что много было в нашей истории печали. В казахской культуре полынь и степь – символы Родины. Основой либретто стали поэтические строки и образы Бахыта Каирбекова, поэта, кинорежиссера, сценариста. 

В хореографической миниатюре «Времена года» на музыку этно-фольклорного ансамбля «Хассак» хореограф Айгуль Тати гармонично сочетала этнографические элементы и современные балетмейстерские решения, яркие образы и интересную драматургию. На это ее вдохновили стихи Абая. 

В национальном танце выражался духовный мир казахов, их кочевой культуры. Содержание танцев народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей природы и свое гармоничное место в ней. Казахские танцы разделялись на мужские и женские. В мужских танцах превалировали мужественные движения умелого наездника и охотника. В женских – мягкие, женственные движения, подчеркивающие красоту стройного стана  и плавные движения рук.

Все это уникальное достояние обобщила в своей концертной программе Айгуль Тати, создав визитную карточку театра – «Наследие Великой степи». В миниатюрах «Ак қыз» («Пленительная нежность»), «Қыз қайын» («Березки»), «Кербез сулу» («Чарующая прелесть») и других зритель насладился по-восточному грациозными женскими танцами. В миниатюре «Серилер салтанатты» – зажигательными и удалыми, полными энергии молодости, плясками джигитов – наездников и охотников. 

И во «Временах года», и в других миниатюрах «Наследия Великой степи» нельзя не отметить уникальную работу художников по костюмам. Здесь и прекрасные борики и такия, саукеле и кимешеки, расшитые изящной вышивкой камзолы, чапаны и многое другое. Авторами многих из них стали Айгуль Тати и Муслим Жумагалиев. 

«Костюм, наряду с музыкой и хореографией, играет немаловажную роль в донесении той мысли, которую мы воплощаем в танце. Начиная с головного убора и кончая обувью. Невозможно говорить о национальной хореографии без национального костюма. У казахов национальный костюм – это статус.  Много лет мы сотрудничаем с известным художником и дизайнером Муслимом Жумагалиевым, и многие его костюмы были в постановках сегодня», – отметила известный балетмейстер, заслуженный деятель РК Айгуль Тати.  

«Вечер национальной хореографии», посвященный 30-летию Независимости, состоялся при поддержке Министерства культуры и спорта Казахстана.


Клара РАСУЛОВА, Нур-Султан, фото предоставлены пресс-службой театра

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -