Как собирают автобусы на новом заводе «QazTehna» в Сарани Карагандинской области? Открытие производства состоялось еще полгода назад, но на днях предприятие заработало в полную мощность и журналистов пригласили в пресс-тур.
Саранский завод по производству автобусов «QazTehna» открылся в конце 2020 года. Его партнером выступила китайская компания «Yutong». Стоимость проекта – 23 миллиарда тенге.
Журналистам показали цех мелкоузловой сборки, который позволяет собирать и окрашивать кузова будущих машин.
– В цеху на сегодняшний день смонтировано порядка 200 единиц высокоточного оборудования, – рассказывает генеральный директор ТОО «QazTehna» Аргулан Майконов. – Оборудование настроено, наши сотрудники обучены специалистами, которые приезжали к нам из Китая. Сейчас наши рабочие полностью выполняют работы по сварке, покраске и сборке кузовов автобусов. На сегодняшний день предприятием трудоустроено порядка 500 человек. Они прошли обучение и готовы выполнять все поставленные задачи. При этом мы продолжаем набор персонала, так как всего предприятие планирует трудоустройство более 1000 человек.
Сам процесс сварки и покраски автобусов трудоемкий, говорят специалисты. Здесь задействовано больше людей, чем при крупноузловой сборке.
– Это установка всех мелких узлов и агрегатов на раму, – говорит мастер цеха мелкоузловой сборки Жарас Исабеков.
После полной комплектации автобус отправляется в цех крупноузловой сборки. Здесь находится испытательный центр. Рабочие должны проверить транспорт на наличие дефектов.
– Происходит обкатка каждого автобуса, – говорит мастер крупноузловой сборки и испытаний Асет Блялов. – Для этого у нас есть специалисты, водители-испытатели. Автомобили проходят полную обкатку на заводе. Затем – контроль деталей, каждой части.
Сегодня в Караганде уже курсирует порядка 30 готовых автобусов с завода и еще около 30 находятся в ожидании покупки от автопарков города. В день завод выпускает до 4 единиц общественного транспорта. Запчастями и деталями обеспечивает завод «Yutong» в Китае. Также директор компании опроверг слухи о том, что на заводе не собирают автобусы, а завозят уже готовые. Несколько готовых автобусов были доставлены в качестве эталонных образцов.
– Эталонные кузова нужны для наших специалистов, чтобы они, во-первых, обучались, смотрели, сравнивали, измеряли, – подчеркивает Аргулан Майконов
В настоящее время заключены контракты еще на 300 единиц общественного транспорта. По словам специалистов, до конца года предприятие поставит на рынок 600 автобусов. Помимо этого, завод может выпускать кареты скорой помощи и электробусы, в будущем планируется сборка коммерческой техники.
Николай КРАВЕЦ, Караганда