Экспортный потенциал Каспия

11607
Фото: из архива ДК

Более года пристальное внимание приковано к Каспию, в частности к Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Он пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы. Именно так идет на экспорт и казахстанская продукция.

Экспортный потенциал Казахстана и Средней Азии, проблемы и пути их решения были обсуждены в ходе круглого стола. Заинтересованными в экспортном потенциале участниками диалога стали представители НПП «Атамекен», Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», отраслевых ассоциаций и организаций. Участники совещания осветили вопросы повышения эффективности поставок, формирование условий для экспортеров, создание «опережающей инфраструктуры» на транзитных маршрутах и многое другое.

В отдельной тематической сессии круглого стола, посвященной узким местам и перспективам развития ТМТМ, руководитель Актауского морского торгового порта Абай Турикпенбаев ознакомил участников с реализуемыми и перспективными планами увеличения инфраструктурных мощностей порта.

«Раньше из общего объема контейнерных перевозок 62% составляли транзитные грузы из Китая, 11% – экспорт, остальное – импорт, идущий с Запада в Центральную Азию. В 2022 году соотношение изменилось – казахстанский экспорт увеличился до 37%, а китайский транзит снизился до 40%. То есть, становится больше казахстанского экспорта, что связано с угрозами и рисками ввиду вторичных санкций» Абай Турикпенбаев, руководитель Актауского морского торгового порта

К примеру, в прошлом году Казахстан увеличил экспорт рыбы в страны ЕС в 1,5 раза до 8,7 тыс. тонн. Основными потребителями экспортной продукции были Австрия, Чехия, Дания, Германия, Литва, Латвия, Польша, Нидерланды и Словакия. К слову сказать, Казахстан имеет все возможности стать поставщиком и высококачественных органических продуктов питания, таких как мед, конина, говядина, молочка. Как стало известно, в текущем году Казахстан возобновляет экспорт своей сельхозпродукции в Европу. Уже в ближайшее время на прилавках европейских магазинов появится охлажденная рыба из Казахстана – о возобновлении ее поставок в ходе переговоров договорились представители Минторга Казахстана и Еврокомиссии. Ведутся переговоры и по началу экспорта охлажденного мяса, мяса птицы и субпродуктов, конины и прочего.

С целью повышения экспортной привлекательности Транскаспийского маршрута из двух казахстанских портов – Актау и Курык – предпринимаются значительные меры по улучшению портовой инфраструктуры, тарифной политики, сроки доставки грузов и т.д.

«Благодаря активной работе на казахстанском участке маршрута срок прохождения транзитных грузов по территории республики по сравнению с прошлым годом сократился в два раза: с 12 до 6 дней. Вместе с тем данный показатель планируется довести до 5 дней по итогам 2023 года» Абай Турикпенбаев

Такой прогресс стал возможен благодаря совместной работе стран-участниц по устранению «узких мест» на маршруте, введению сквозных тарифов и реализации других мер. Идет активное налаживание новых торговых зерновых связей через морское сообщение. Удобным хабом для Казахстана может стать грузинский порт, где запланировано строительство зернохранилища. Если в течение двух лет план будет реализован, то у Казахстана появится стабильный выход на экспорт зерна Черным морем.

Для этого в порту Курык строится зерновой терминал, степень готовности которого на сегодняшний день составляет 80%. Запуск терминала мощностью 1 млн тонн в год с единовременным хранением 25 000 тонн зерновых культур планируется в этом году – после проведения электросетей и строительства железной дороги. Зерновой терминал очень нужен региону. Запуск терминала позволит повысить конкурентоспособность маршрута, увеличить грузопоток, нарастить экспортный потенциал, усовершенствовать процесс грузовых перевозок через порт Курык. 

Продолжается системная работа по открытию новых возможностей для казахстанских экспортеров. К примеру, на днях Республиканская бюджетная комиссия включила Актауский морской торговый порт с грузовым районом Баутино и порт Курык в состав территории СЭЗ «Морпорт Актау». Их функционирование на территории СЭЗ даст импульс в привлечении передовых логистических компаний мира, позволит обеспечить дальнейшее развитие портовой инфраструктуры, расширить спектр и повысить качество портовых услуг. Что будет способствовать увеличению контейнерных перевозок и грузооборота.

Все участники встречи пришли к выводу, что растущий спрос на перевозки по Среднему коридору и запуск новых услуг обеспечит позитивный прогноз на экспортный и транзитный потенциал Казахстана.

Наталья БУТЫРИНА, Актау

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -