Второе дыхание Бейнеускому зернохранилищу в Мангистауской области придаст возможность поставок казахстанского зерна и муки в Афганистан. Такую возможность было предложено использовать в рамках недавней встречи заместителя премьер-министра Казахстана Серика Жумангарина с заместителем премьер-министра Афганистана Абдулом Гани Барадаром.
Стоит подчеркнуть, что элеваторный комплекс в Бейнеу является единственным в Западном Казахстане крупным перерабатывающим производством.
В прошлом году между акиматом Мангистауской области и частным Благотворительным фондом «Халық» был подписан меморандум об оказании благотворительной помощи на 1,8 млрд тенге для возобновления работы Бейнеуского зернового терминала. Это позволит обеспечить регион мукой и кормами и, более того, реализовать экспортный потенциал зерновых в страны Центральной Азии (Узбекистан, Туркменистан, Афганистан и др.).
Бейнеуский терминал находится на территории Мангистауской области, имеет прямой выход к казахстанско-туркменской границе. На площади 16 гектаров размещаются автоматизированные цеха по переработке зерна и производства комбикормов, а также элеватор. Грузооборот терминала составляет 2 млн тонн в год. Ежегодно производилось 40 тысяч тонн муки и 11 тысяч тонн комбикормов. Готовая продукция поставлялась в Мангистаускую и Атыраускую области, экспорт шел в Афганистан, Таджикистан, Узбекистан и Иран.
Комплекс включает в себя обработку, хранение, многоступенчатую переработку и оперативную отгрузку продукции. Для Казахстана, чья пшеница по качественным показателям находится среди лидеров мирового рынка, этот терминал – недостающее звено для упрочения своих экспортных позиций. Зерно на терминал поступает только по железной дороге. Станция «Бейнеу» находится в 20 километрах от терминала. Эта узловая станция связана с Северным, Центральным и Южным Казахстаном.
Элеватор рассчитан на 100 тысяч тонн единовременного хранения зерна с годовой мощностью не менее 1 млн тонн. Производственная мощность терминала позволяет отгружать в месяц 12 тысяч тонн муки и до 3 тысяч тонн комбикормов.
Наряду с этим, у Казахстана есть возможности по транзиту китайских грузов в направлении Южной Азии: собственный терминал на территории Сухого порта в Сиане (КНР), который на сегодня консолидирует 40% всех контейнерных поездов, идущих в направлении Казахстана из Китая.
Кроме того, имеется казахстанско-китайский терминал в порту Ляньюньган, где ежесуточно формируются по два контейнерных поезда в направлении Казахстана.
Таким образом, если будут построены трансафганские железные дороги, то грузы будут идти из Китая через Казахстан не только на запад, но и через Афганистан в направлении Пакистана, Индии.
Также с казахстанской стороны прозвучало предложение диверсифицировать поставки китайской продукции в Афганистан через территорию Казахстана по маршруту Китай – Казахстан (до Актау) – Туркменистан – Афганистан (Тургунди/Анхой).
Для консолидации грузов предложено использовать терминал в городе Сиань. По расчетам казахстанских специалистов, срок доставки товаров организованными контейнерными поездами из Сианя/Урумчи до Афганистана (Тургунди/Анхой) составит около 10-12 дней.
Наталья БУТЫРИНА, Актау