Замещая Казахстан на экспортных рынках, Россия стремительно развивает мукомольное производство. Северный сосед увеличивает объемы отгрузок в Китай. По официальным данным, потенциал экспорта пшеничной муки в КНР к 2030 году превысит 200 тыс. тонн.
Между тем мукомолы Казахстана взяли тенденцию на снижение отгрузок. Они заявляют, что становятся неконкурентными на мировом рынке. Объемы экспорта сохраняются только за счет кормовой муки. Этой теме была посвящена статья «Мука и муки» в ДК, номер за 16 августа, главным лейтмотивом которой был вопрос: «Почему мукомолы Казахстана рискуют потерять все экспортные рынки».
Экспорт муки из РФ по итогам 2023/2024 маркетингового года составил 1,1 млн тонн. Основными покупателями стали Ирак, Китай и Афганистан. Россия взяла курс на Китай. Потенциал экспорта в эту страну оценили в 200-250 тыс. тонн. Примечательно, что в 2022 году Россия лидировала по поставкам муки в КНР. Тогда было отправлено 31 тыс. тонн. В 2023 г. произошел резкий рост экспорта в Китай – более чем в 4,5 раза. Объем превысил 140 тыс. тонн – это почти 66% от общего объема импорта пшеничной муки в КНР.
Если говорить о поставках из Казахстана, в I полугодии 2024 г. объем экспорта пшеничной муки был сокращен. По данным Бюро национальной статистики, на экспорт ушло порядка 860 тыс. тонн против 895 тыс. тонн годом ранее. Ключевыми импортерами остаются Афганистан и Узбекистан. При этом, обе страны сократили объемы закупок: Афганистан – в I полугодии 2024 года с 576 тыс. тонн годом ранее до 569 тыс. тонн, Узбекистан – с 258 тыс. до 205 тыс. тонн. Отгрузки в Китай по итогам полугодия были незначительными и остались примерно на прошлогоднем уровне – около 6 тыс. тонн.
Хотя Казахстан долгое время занимал лидирующие позиции в производстве и экспорте муки. Одной из главных причин, тормозящих отгрузки на внешние рынки, зернопереработчики назвали логистику. А если говорить о мукомольном производстве в Казахстане, на данном этапе оно бесперспективно, отметил руководитель казахстанской компании, занимающейся мельничным бизнесом, Тимур Исаев.
«В прошлом году нас спасла дешевая пшеница. Но это в понимании Казахстана она дешевая, а если смотреть в разрезе мировой торговли – то далеко не дешевая. Посмотрите, почем торгуют россияне, американцы на своих биржах. Мы понимаем, что наши внутренние цены – дутые. Я считаю, что мы, мукомолы, не конкуренты ни с россиянами, ни с узбеками, ни с афганцами, ни, тем более, с Китаем. У нас идет перекос в сторону сельхозтоваропроизводителей. То есть, любыми путями добиваются поднятия цены на зерно. А наши расходы велики, плюс себестоимость напрямую зависит от загруженности предприятия. Для того, чтобы наши предприятия были конкурентными, нужно их загружать по полной. Тогда наша себестоимость снизится.
Основные производства находятся в северных и восточных регионах, где климат резко континентальный, где зима полгода. Кроме того, рабочая сила в том же Узбекистане дешевле и в разы качественнее. У нас очень забюрократизировано, много препонов. Все это приводит к тому, что мы становимся неповоротливыми, и с нами не хотят уже связываться. Мукомолы перестают вкладываться в этот бизнес», – пояснил Тимур Исаев.
Также представитель бизнеса переработки Казахстана высказался и по поводу отгрузок в КНР. «Китай – это строго централизованная страна, там все по плану, работа идет через госкомпании. То есть, если россияне, к примеру, смогли договориться, они и будут возить. Что касается экспорта, я считаю, что он у нас провалился.
Надо же смотреть на экспортную выручку, а там проседание на треть. В тоннаже мы, может быть, и сохранили, но ситуация такова: мы в Китай отправляем кормовую муку. То есть, комбикорм назвали мукой, и отправляем. Но тут появляется возможность для манипулирования, госорганы показывают цифры, а детали не видны. Мы сохранили экспорт только за счет кормовой муки», – сказал бизнесмен.
Что касается конкуренции Казахстана с Россией, мукомолы и ранее отмечали, что РФ, особо не занимающаяся ранее переработкой, в последнее время хорошо наращивает производство и экспорт. «Россия реально наращивает объемы отгрузок. Они очень хорошо работают через Каспийский регион. Сплавляют баржами по Волге, там судоходство очень хорошее. Там везде порты, отгрузочные площадки. Через порты грузят на Туркменистан, Иран. Поэтому нам Каспийский регион можно забыть. Потому что логистика у нас дорогая. На Северном Кавказе, Махачкала, Грозный, Осетия – ставят мельницы. Они автотранспортом и морским транспортом через Иран грузят муку в Афганистан. У них идет мощное развитие мукомольного производства», – считает Тимур Исаев.
При этом в России зернопереработка развивается по-разному. Например, на юге России мельницы ставят новые, большие комплексы. А в Барнауле, Алтайском крае развитие гораздо хуже. «Юг России развивается очень сильно, очень хорошо. Сказывается логистика. Из Сибирского округа надо через Казахстан гнать. И пошлина уже снизилась», – уточнил собеседник.
«К сожалению, Казахстан себя показывает неблагонадежным поставщиком. Лично я отказался от трейдерства. Почему? Расскажу о своем опыте. Мне сделали предоплату, я купил зерно, и 7-8 месяцев не мог отправить его в Афганистан, потому что мне не давали вагоны. Эти же люди на следующий год опять выходили на меня, но я отказался. Партнеры понимали, что ситуация не зависит от меня, но так дела не делаются.
То есть, Казахстан показывает себя неблагонадежным поставщиком. Если бы Казахстан был надежным, прозрачным, предсказуемым поставщиком муки, зерна, сюда бы афганцы, узбеки не приезжали бы. Это вынужденная мера. Люди боятся отправлять сюда деньги и сидеть ждать. Они вынуждены приезжать и на месте закупать. И из всех этих факторов складывается такая ситуация, что с нами не хотят работать», – подытожил Тимур Исаев.
Представители отрасли России связывают активность в производстве муки с пошлиной на зерно. Они отмечают, что пока в стране действует довольно высокая экспортная пошлина на пшеницу, – будут расти и отгрузки муки на экспорт. При этом, россияне говорят, что им еще рано называть рост отгрузок устоявшимся долгоиграющим трендом.
Татьяна ЗЛАЯ, фото Валерия БУГАЕВА