В Казахстане принят Комплексный план развития морской инфраструктуры на 2024-2028 годы, согласно которому на базе портов Актау и Курык правительство создаст крупный морской транспортно-логистический центр. Это поможет нарастить контейнерные мощности, развить терминалы по перевалке грузов и логистику международных перевозок.
В 2024 году начались работы по углублению дна акватории порта Курык и строительству контейнерного хаба в порту Актау. Основная часть проектов будет реализована за счет частных инвестиций. К 2028 году планируется увеличить пропускную способность портов на 50%. Также в три раза увеличится пропуск контейнеров.
До конца текущего года в морском порту Курык планируется завершить дноуглубительные работы и запустить в работу зерновой терминал. Об этом в ходе рабочей поездки в Мангистаускую область премьер-министра Олжаса Бектенова доложил генеральный директор морского порта Курык Серик Ахметов.
Для обеспечения безопасности мореплавания полным ходом ведутся дноуглубительные работы в акватории порта Курык. Для них привлечена специализированная дноуглубительная техника крупной европейской компании Jan de Nul. С компанией подписан ЕРС-контракт: от проектирования до сдачи работ по дноуглублению «под ключ».
Как сообщил Серик Ахметов, дно планируют углубить на полтора-два метра – до максимальной отметки, которая возможна согласно проекту. «Сейчас используется так называемая «балтийская метка». Дноуглубление сделано на минус 35. К сведению, мировой океан – это ноль. Глубина в порту Курык будет минус 36,5. Так, для примера, сегодня уровень среза воды – это около минус 29. То есть мы планируем достигнуть 7-7,5 метра нашей акватории», – отметил генеральный директор порта Курык Серик Ахметов.
Все работы ведутся в рамках комплексного плана развития инфраструктуры. Дноуглубительные работы позволят создать условия для дальнейшего наращивания терминальных мощностей. Ведутся работы по созданию логистического кластера и обновлению паромного флота. «С начала года объем перевалки грузов превысил 1,5 млн тонн, к концу года объем будет доведен до 2,2 млн тонн», – сообщил Серик Ахметов.
Проектная мощность порта Курык составляет 6 млн тонн грузов в год, из них: 4,1 млн тонн – железнодорожные перевозки и 1,9 млн тонн – перевозка автотранспортных средств. Кроме того, дноуглубление позволит создать в порту пять дополнительных причалов. А за счет вынутого грунта будут созданы новые территории. По предварительным расчетам, их площадь составит 171 гектар.
Руководство порта уверено, что в будущем Курык получит одну из самых лучших акваторий на Каспии.
Также здесь функционирует многофункциональный морской терминал «Саржа». Он позволит увеличить грузооборот через порты Казахстана на 11 миллионов тонн в год. Вскоре в морской гавани заработает предпаромная сортировочная станция и зерновой терминал мощностью миллион тонн в год. Благодаря сооружению увеличатся объемы экспорта зерновых культур из Казахстана в Иран, Кавказский регион и далее. В морской гавани будут построены терминалы для генеральных грузов и перевалки «зеленого водорода».
Сейчас для развития транспортно-логистического потенциала и наращивания грузоперевозок между портами Каспийского бассейна руководство порта Курык пересматривает бизнес-стратегию предприятия и ведет работу по увеличению пропускной способности терминальных мощностей. Кроме того, для диверсификации номенклатуры грузов на территории порта возводится новый терминал для хранения зерна мощностью до 1 млн тонн в год.
«Казахстану необходим целостный подход по развитию морской инфраструктуры. Современная концепция говорит о том, что порт Курык может развиваться, как Land port Quryq, где мы будем оператором, а все частные терминалы обеспечивают грузовой базой. На сегодня проведены мероприятия и заключены соглашения с терминалами, которые находятся по соседству с нашим портом», – сообщил начальник сектора маркетинга ТОО «Порт Курык» Айткали Нурмагамбетов.
Общий объем инвестиций на развитие терминалов порта Курык составит более 200 млн долларов. Аналогичные работы будут проведены в порту Актау.
«Дноуглубление решает не только проблему, связанную со снижением уровня Каспийского моря, но также создает условия для дальнейшего наращивания терминальных мощностей», – подчеркнул Олжас Бектенов.
Премьер-министр Казахстана также ознакомился с мощностями Актауского морского торгового порта. Объект играет ключевую роль в развитии ТМТМ. Сегодня в Актауском морском торговом порту в рамках его развития реализуется ряд инвестиционных проектов: по строительству контейнерного хаба, реконструкции причалов, установке нового оборудования и др. Эти мероприятия включены в комплексный план развития морской инфраструктуры Казахстана на 2024-2028 годы.
За 8 месяцев текущего года объем перевалки грузов через порт Актау превысил 3 млн тонн, основные направления – Иран, Туркменистан, Азербайджан, Россия и др. Генеральный директор Актауского морского торгового порта Абай Турикпенбаев доложил премьер-министру о планах по строительству контейнерного хаба на базе порта Актау. В качестве инвестора привлечена одна из крупнейших портовых компаний Китая – ООО «Группа компаний Порт Ляньюньган». Ожидается, что инвестиционный проект будет способствовать среднесрочному и долгосрочному планированию перевозок и создаст выгодные условия для доставки грузов.
Со следующего года будет начато строительство контейнерного хаба в порту Актау. Для реализации проекта с портом Ляньюньган подписано соответствующее соглашение. ТЭО проекта будет готово в апреле 2024 года. К терминалам порта Актау будут построены дополнительные пути с соответствующей станционной инфраструктурой. Казахстанские порты Актау и Курык за январь-август 2024 года перевалили 4,5 млн тонн грузов. Премьер-министр отметил стратегическое значение Мангистауской области, расположенной на стыке международных транспортных коридоров.
«Глава государства поставил перед правительством стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Географическое расположение Казахстана является нашим преимуществом, которое необходимо использовать в полной мере. Мангистауская область обладает мощным транзитным, логистическим и инфраструктурно-сервисным потенциалом, который следует развивать. Поэтому особо важна реализация новых проектов, которые позволят расширить отечественный морской транспортно-логистический кластер», – подчеркнул Олжас Бектенов.
Наталья БУТЫРИНА, Мангистауская область