Полыни горький аромат

17886

20 марта в театре «Астана Балет» состоится мероприятие, приуроченное к празднованию 30-летия Независимости Казахстана. Зрителям представят концертную программу «Наследие Великой степи», а также одноактный балет «Жусан» в постановке Мукарам Авахри, повествующего об истории Великой степи – ее трагичных и светлых страницах.



Исполнители ведущих партий в балете «Жусан» – Сундет Султанов и Айнур Нуспекова в своем интервью рассказали о главной идее спектакля и собственной истории становления, как артистов балета в Независимом Казахстане.

- Премьера балета «Жусан» состоялась в 2014 году и получила множество положительных откликов. Ведь помимо прекрасного исполнения задумки, сама тема – изучение своей истории - остается актуальной и по сей день. В особенности сегодня, когда мы празднуем 30-летие Независимости, подводим промежуточные итоги, напоминая, прежде всего себе самим, кто мы, откуда и куда движемся. Спектакль повествует об истории наших предков, нашей земли, что объединяет это с символом травы жусан?

С.Султанов: Жусан в казахском языке означает «полынь», которую степняки издревле брали с собой в дальние путешествия: душистый пучок напоминал им о родной земле и придавал сил. Это сакральный элемент традиционной казахской культуры, символ Великой степи, нашей Родины.

Хореограф-постановщик Мукарам Авахри обратилась к этому символу травы Жусан – хранителя памяти казахской степи, бесконечного круговорота природы и древней истории. Жусан, воплощенный в образах девушек, появляется на протяжении всего спектакля, как свидетель всех тех событий, которые происходили на нашей земле.  

А.Нуспекова: «Жусан» стал вторым спектаклем из трилогии национальных балетов в репертуаре нашего театра. Либретто к нему написал известный казахстанский поэт и этнограф Бахыт Каирбеков, что во многом определило поэтическую структуру балета. Он состоит из семи картин, пролога и эпилога. Каждая картина рассказывает об эпизоде в истории Великой степи.

В спектакле, помимо Жусан, много символов, расширяющих зрительский ассоциативный ряд. Это и колесо – символ кочевья, тут же появляется девушка-травинка, смятая колесом истории, но не сломленная… История наших предков полна сложных и трагических моментов, но их дух не дрогнул, они вновь и вновь вставали, и шли вперед. Сегодня мы являемся теми, кто пишет новую историю Казахстана, и мы должны быть такими же сильными.

- А с чего началась ваша личная история?

С.Султанов: Я родился в октябре 1992 года – чуть младше нашей Независимости. Рос, глядя, как развивается наша страна и сам старался идти вперед, учиться и работать. Мне рассказывали, какая непростая ситуация была в первые годы после получения независимости – сам я был еще мал, чтобы понимать все.

Но многое успело измениться к тому времени, как я начал свой путь балетного артиста в 2002 году, когда я поступил в Алматинское хореографическое училище им.Селезнева. Там мне дали прекрасное образование, у нас были замечательные педагоги, которые заложили все те основы, которые и по сей день помогают в работе.

После училища я работал в Астанинской балетной компании, ансамбле «Наз», а в 2011 пришел в труппу Национального театра оперы и балета им.К.Байсеитовой. Затем в течение четырех лет, я работал в театре «Астана Опера», а в 2017 году перешел в наш театр – «Астана Балет».

Здесь я проделал путь от артиста балета до ведущего солиста театра, станцевал множество спектаклей, ездил на гастроли, имел уникальную возможность поработать с ведущими хореографами Казахстана и зарубежья, создал свою семью. Я очень рад, что у меня есть возможность заниматься любимым делом, когда для этого есть все условия, включая бытовые.

Сегодня я могу создавать нечто прекрасное, быть частью балетного искусства нашей страны, с гордостью представлять нашу культуру во всем мире. Радует, что помимо Алматинского хореографического училища, у нас есть Казахская национальная академия, которая взращивают молодые таланты. В стране есть три крупные балетные труппы и множество танцевальных ансамблей. Эта возможность – творить - дорогого стоит, и наша задача – приумножить то, что мы сейчас имеем.

А.Нуспекова: Я тоже практически ровесница Независимости, родилась в феврале 1992 года. Окончила Алматинское хореографическое училище им.Селезнева, после этого поступила в Академию искусств им.Жургенева на специальность педагога-хореографа.

В течение семи лет танцевала в труппе знаменитого Булата Аюханова – государственном академическом театре танца. А в «Астана Балет» пришла в 2017 году, когда уже было открыто это красивое здание, в котором мы работаем и по сей день, где есть все условия для профессионального роста. Очень радует то внимание, которое уделяется сфере культуры, как со стороны государства, так и со стороны наших зрителей. Для нас – артистов – очень важно чувствовать и знать, что наше творчество может вдохновлять других, заряжать их энергией.

Меня лично очень воодушевляет тот факт, что на наших зарубежных гастролях публика, которая, возможно, и не знала до этого, кто мы, из какой страны, после спектаклей выходит из зала в полном восторге и с желанием больше узнать о нашей культуре и истории. А однажды на гастролях одна женщина поделилась, что она восхищена тем, как Первый Президент за такой короткий срок сумел открыть нашу страну всему миру, дал возможность нам, артистам, показывать наши культурные достижения.

К примеру, в нашу гастрольную афишу неизменно входит программа «Наследие великой степи», потому что она вобрала в себя всю красоту казахского танца, в ней можно узнать о наших традициях и обычаях, увидеть наши яркие и красочные костюмы, и она всегда без исключения срывает самые бурные овации.

- Кстати, этот дивертисмент также заявлен в программе вечера национальной хореографии.

А.Нуспекова: Да, именно. «Наследие Великой степи» - это своеобразная визитная карточка театра. В ней собраны хореографические миниатюры, созданные казахстанскими балетмейстерами прошлого и настоящего.

За один вечер можно увидеть творчество таких хореографов, как Айгуль Тати, Анвара Садыкова, Даурен Абиров, Заурбек Райбаев, Анна Цой и многих других. Наш театр очень трепетно относится к этому направлению – национальному танцу, потому что это одна из его важнейших целей. Я имею в виду, развитие отечественной хореографии, создание новых национальных балетов.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -