Все чаще можно заметить тенденцию, что студенты выбирают учебу за рубежом. Кристина Лобанова — эксперт в сфере образования, помогает абитуриентам в поступлении за границу. Она также является со-владельцем школ программирования для детей и ведущей подкаста «Кем стать?». Мы поговорили о том, почему учеба за границей считается более престижной и правда ли, происходит "утечка мозгов".
Почему вы начали свой путь именно в сфере образования? Что вдохновило вас на это?
Я окончила Московский государственный университет и по возвращении в Казахстан естественно продолжила преподавать, так как уже имела опыт работы в образовательной сфере в Москве. Сначала преподавала английский и русский языки для иностранцев, а затем работала в различных образовательных центрах, в том числе и в посольских учреждениях. Меня вдохновляет идея, что образование – это благородная профессия, дающая возможность улучшать жизнь людей.
Какие по вашему мнению основные причины, по которым студенты предпочитают учиться за рубежом?
Основные причины – это качество образования, мировое признание дипломов, более широкие карьерные перспективы и улучшение уровня английского языка. Зарубежное образование более практико-ориентированное и современное по сравнению с казахстанским, которое часто базируется на устаревших стандартах и теоретических основах.
С какой целью студенты уезжают учиться за границу?
Одной из главных причин является престиж. Родителям и студентам важно, чтобы диплом был признан на международном уровне. Кроме того, обучение за границей часто сопряжено с более высокими карьерными перспективами, высокими зарплатами и улучшенными условиями труда, что в конечном итоге способствует тому, что студенты остаются за рубежом после окончания учебы.
Какова статистика, что студенты после окончания возвращаются в Казахстан?
Около 90% студентов, уехавших на учебу за границу, остаются там работать. Причины: высокие зарплаты, хорошие условия работы и высокий уровень жизни. Студенты привыкают к этим условиям и не хотят возвращаться в Казахстан, где им трудно найти работу с аналогичными условиями и оплатой.
Какое влияние оказывает «утечка мозгов» на экономику страны?
Утечка мозгов приводит к потере инвестиций в образование внутри страны и нехватке высококвалифицированных специалистов. Это замедляет развитие различных отраслей экономики и снижает инновационный потенциал страны, так как многие талантливые ученые и исследователи уезжают работать за границу.
Какие преимущества предоставляет образование за границей по сравнению с обучением в родной стране?
Зарубежное образование предлагает более современные и практико-ориентированные программы. Студенты имеют доступ к лучшему исследовательскому оборудованию и материалам, а также могут учиться у преподавателей с большим практическим опытом. Это позволяет выпускникам быть более конкурентоспособными на международном рынке труда.
Какие страны являются самыми популярными для студентов, стремящихся получить образование за рубежом, и почему?
Наиболее популярными странами для обучения являются США, Канада, Великобритания и в последнее время Арабские Эмираты. Эти страны предлагают высокое качество образования, международное признание дипломов и широкий выбор учебных программ.
Какие изменения в образовательной системе своей страны могут снизить "утечку мозгов" и удержать студентов на родине?
Для снижения утечки мозгов необходимо адаптировать образовательную систему под международные стандарты, внедрить 12-летнее школьное образование, изменить подход к выбору предметов в средней школе, улучшить качество преподавания и учебных материалов, а также активнее развивать программы обмена и открытие филиалов зарубежных вузов в Казахстане.
Эти меры могут помочь создать более конкурентоспособную систему образования, что будет способствовать удержанию талантливых студентов и специалистов в стране.
Таким образом, мы можем увидеть, что утечка мозгов создает дефицит высококвалифицированных специалистов и снижает инновационный потенциал страны, что замедляет развитие различных отраслей экономики. Для решения этой проблемы необходимо провести реформы в национальной образовательной системе, направленные на повышение её конкурентоспособности на международном уровне. Кроме того, развитие программ обмена, сотрудничество с зарубежными вузами и создание их филиалов в Казахстане могут способствовать удержанию талантливых студентов и специалистов на родине. Эти меры помогут создать более привлекательные условия для обучения и работы внутри страны, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому экономическому развитию Казахстана и снижению утечки мозгов.
Казыбекова Томирис, студентка 2 курса специальности «Цифровая журналистика» в Astana IT university