Все хотят в кино: Что мешает Казахстану повышать качество фильмов

608080

В Казахстане с каждым годом растет число дипломированных режиссеров, актеров, операторов, киноведов и других специалистов, задействованных в съемках фильмов. Только вот общий уровень современного отечественного кинематографа пока не такой высокий, как хотелось бы.


CP

Что необходимо поменять в системе подготовки специалистов для отечественной киноиндустрии? Ответ на этот вопрос искали участники международного круглого стола «Кинообразование как часть киноиндустрии» в Университете «Туран» в Алматы, передает Деловой Казахстан

Сегодня только ленивый не говорит, что наше кино, якобы, некачественное и вообще все очень плохо. Однако, на самом деле в Казахстане есть немало талантливых молодых режиссеров, кто достойно продолжает дело мэтров отечественного кинематографа, да и по техническим характеристикам наши фильмы во многом не хуже большинства зарубежных. Другое дело, что отечественные кинематографисты не умеют грамотно продавать свои кинокартины. В этом уверен заместитель председателя правления НАО «Государственный центр поддержки национального кино» по производству Бауржан Шукенов. 

«У нас монетизация происходит через кинотеатры в основном. В связи с пандемией они были закрыты, сейчас им тяжело, активизировался стриминг, люди на карантине смотрят кино в интернете. Мне кажется, что в ближайшие год-два будут большие перемены по части того, где люди будут смотреть кино. И вот здесь мы сталкиваемся с такой проблемой, что наравне с творческой частью съемочной группы немаловажную роль играют люди, которые умеют продавать кино. Создать кино, на частные или государственные деньги – это хорошо, но вопрос, как мы его продадим в кинотеатре, через стриминг, на ТВ, в интернете? Сейчас в кинематографе в большом дефиците специалисты, умеющие продавать кино», - сказал Бауржан Шукенов.

Он подчеркнул, что в учебных заведениях, где можно получить кинообразование, готовят отличных специалистов по творческим направлениям, но необходимы также хорошие менеджеры и представители инженерных специальностей именно для сферы кино.  

Доцент факультета кино и ТВ КазНАИ имени Жургенова Асель Байгожина сообщила, что постоянные реформы системы образования могут привести к тому, что сложившаяся система подготовки творческих кадров для киноиндустрии может дать сбой. 

«У нас сейчас введена новая система – эдвайзеры, кураторы, но экономическая ситуация в стране, видимо, не позволяет полностью перейти на западную систему киношколы, в тоже время советская система мастерских изживает себя. В результате получается, что опытные мастера,  деятели кино, продюсеры действующие не имеют степеней согласно новой системе, поэтому они на нижней ступени рейтинга. А на верхней ступени - доктора PhD, но у них нет практики. Они теоретики, потому что учатся подряд – сразу после бакалавриата идут в магистратуру, потом сразу же в докторантуру. Кафедра от такого количества преподавателей со степенями PhD выигрывает, но практической работы у них нет. Что они могут? В итоге режиссерскую мастерскую ведут теоретики, а ведь молодому специалисту важно перенять не только теоретические, но и практические навыки», - сказала Асель Байгожина.

Не смотря на это, число желающих получить кинообразование в Казахстане только растет. В 2020 году при поступлении только в мастерскую игрового кино в КазНАИ имени Жургенова конкурс составлял 6 человек на 1 место, 2 курс на данный момент закончили 40 с лишним человек, и это при том, что из них на гранте обучаются только 10 студентов. В текущем году из КазНАИ имени Жургенова выпустятся 96 кинематографистов по различным специальностям. 

Для получения качественного образования можно поехать учиться за границу, например, в Россию. Профессор ВГИКа Вадим Абдрашитов сообщил, что ведущий российский вуз за последние 30 лет выпустил 91 кинематографиста из Центральной Азии.  И абитуриентам из Казахстана здесь всегда рады. Другое дело, что учиться во ВГИКе не так-то просто: студенты наряду со специальностью проходят полный курс качественного общегуманитарного образования, досконально изучают такие предметы, как зарубежная литература, история литературы, театра, кино, ИЗО, мировой культуры, эстетика и так далее. 

«Уровень подготовки абитуриентов, приходящих к нам, нас очень волнует, с каждым годом мы видим, как планка общекультурной подготовки, эрудиции абитуриентов снижается. И фактически во многом общегуманитрарная подготовка во ВГИКе дыры в образованности молодых людей ликвидирует», - рассказал профессор.

Вадим Абдрашитов убежден, что хороший кинематографист – это человек со сложившимся мировоззрением, обладающий жизненным опытом и богатой эрудицией. В тоже время, в университеты поступают чаще всего молодые 18-летние парни и девушки, вчерашние школьники, а взрослые люди не идут на специальности, связанные с кино, так как для большинства из них это будет уже второе высшее образование, которое, как известно, предоставляется только на платной основе. С ним солидарен коллега Владимир Хотиненко.

«Основная забота и у вас, и у нас в том, чтобы ребята, которых мы учим снимать кино, получили работу. Во ВГИКе есть предпосылки, чтобы обеспечить работой выпускников. Есть учебная студия, где можно снимать, на студии огромная нагрузка, составляем график работы студии. Это школа профессионального обучения, во ВГИКе было всегда это. Благодаря усилиям нашего ректора, создана производственная студия ВГИК-Дебют, картины в призах кинофестивалей. Это замечательный стимул, потому что это система Минкультуры, «взрослое» кино, туда надо пробиться, попасть, но это хороший вариант для старта в карьере», - дополнил слова своего коллеги другой профессор ВГИКа Владимир Хотиненко. 

Несмотря на все проблемные вопросы, кино в Казахстане активно развивается, и уже в скором времени нас с вами ждет немало интересных отечественных кинопремьер. А прозвучавшие в ходе круглого стола предложения по улучшению системы кинообразования ректор Университета Туран Рахман Алшанов обещал записать и отправить на рассмотрение в Правительство. 


Альберт Ахметов

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -