Настройки
Язык
Тема
Обновление

Айгуль ТАСБОЛАТ: «Нам нужен качественный скачок в устойчивом развитии»

23060

Айгуль Тасболат – независимый директор, член Совета директоров АКБ «Tenge Bank» (дочерняя компания АО «Halyk Bank» в Узбекистане), работает членом правления Научно-образовательного фонда «Аспандау». Она входит в состав Комитета по рейтингам и оценке при Национальном совете по корпоративному управлению, созданного под эгидой НПП «Атамекен», спикер сегодняшней беседы о корпоративном управлении в современной бизнес-среде.

- Айгуль Нурсаиновна, какие препятствия, на ваш взгляд, стоят на пути экономического развития в нашей стране? 

– Мы переживаем сейчас очень сложное время. Концептуальные изменения происходят буквально на каждом уровне: от экономической сферы, социальных бытовых условий жизни до культуры и коллективного сознания. С экономической точки зрения всех волнуют вопросы повышения инвестиционной привлекательности, повышения устойчивости компаний и более быстрых темпов экономического развития.

 

Это, вне всяких сомнений, приоритетные вопросы. Но, выбирая пути и решения в этих направлениях, очень важно помнить об их взаимосвязи и взаимообусловленности с другими сторонами. Наш тридцатилетний опыт независимого развития показывает, что принцип простого копирования чужих стратегий дает весьма поверхностные и неустойчивые результаты.

 

Бессознательно руководствуясь девизом «Fake it till you make it», мы все больше фокусируемся на первой части и никак не можем уловить ту грань, когда маленькие количественные изменения должны привести к качественному скачку, который позволил бы делать нам то, к чему мы стремимся, по-настоящему. Я привела это сравнение, потому что, более двадцати лет работая в сфере корпоративного управления, очень редко вижу настоящую приверженность задекларированным принципам, которая чаще подменяется формальным подходом.

– Существует ли связь между корпоративным управлением и состоянием экономики в целом?

– Важность корпоративного управления с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности компании трудно переоценить. Но вместе с тем довольно трудно найти у нас в Казахстане средние компании, правильно понимающие суть и значение этой системы. Последние два года читаю курс лекций по corporate governance в Академии высшей школы управления (АВШУ), созданной при фонде «Аспандау», и нередко слышу вопрос от топ-менеджеров и собственников компаний о том, зачем вообще нужно было вводить в Казахстане эту сложную систему?! На что неустанно отвечаю, что хорошее корпоративное управление для компаний – это особый статус, это свидетельство высокого уровня экономической культуры, как диплом о хорошем образовании, который открывает перед его владельцем самые заветные двери.

 

Действительно, настоящее корпоративное управление практически напрямую влияет на экономические показатели компаний, рост стоимости акций и способность привлекать капитал, необходимый для развития. Совершенствование этого направления в нашей стране – одна из важнейших задач. Это необходимо, в первую очередь, для повышения устойчивости и эффективности отечественных компаний, а также для увеличения притока инвестиций во все отрасли национальной экономики.

 

Если мы посмотрим на основные цели corporate governance, то это, прежде всего, долгосрочное устойчивое развитие компаний, повышение стоимости бизнеса при соблюдении разумного баланса интересов ключевых заинтересованных сторон и создание действенной системы обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств и их использования, основанного на эффективном управлении рисками.

 

Однако все это может быть достигнуто только при условии, что работники компании подходят к этому вопросу не с точки зрения формального исполнения, то есть, как говорится, для галочки. А относятся ко всем этим условиям и требованиям с глубоким пониманием, приверженностью, неукоснительным и последовательным соблюдением всех установленных правил.

– Почему инвесторы так привязаны к качественному корпоративному управлению в компаниях?

– Все просто. Оно позволяет им осуществлять эффективный контроль за своими инвестициями, поскольку его основной задачей является защита и обеспечение прав всех акционеров компании. Для топ-менеджмента и совета директоров – это действенный инструмент для определения стратегических и тактических целей компании и средств их достижения.

 

Когда мы говорим, что корпоративное управление компаниями должно строиться на основе честности, справедливости, ответственности, прозрачности, компетентности, это должно быть не просто словами, а реальностью, пронизывающей все, без исключения, уровни управления процессами. При этом нужно всегда иметь в виду, что стандарты и нормы корпоративного управления в международной практике не стоят на месте, а постоянно развиваются. Поэтому нашим компаниям нужно стараться сразу качественно внедрять все правила, чтобы не возвращаться к пробелам тогда, когда нужно уже осваивать что-то новое.

– Всегда ли соблюдаются необходимые требования? Почему этот аспект не получает должного развития? 

  Конечно, казахстанское законодательство за два десятилетия сильно продвинулось в плане требований по корпоративному управлению, предъявляемых отечественным компаниям. И ответственность за их нарушение закреплена достаточно жестко, в основном, в административных нормах. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, потому что такой подход дал быстрые действенные результаты и вынудил все АО соблюдать требования, хотя бы формально. Плохо, потому что этот механизм стал причиной наблюдаемого во многих компаниях поверхностного подхода к корпоративному управлению, когда достаточным считается уровень ухода от административных наказаний.

 

Но так или иначе, развитие корпоративного управления в Казахстане идет, правила и требования совершенствуются по мере возможности и необходимости. Какие-то тонкости становятся общепринятыми. И это, конечно, дает надежду на то, что мы приближаемся к долгожданному качественному скачку в этом направлении, который позволит нашим компаниям стать более устойчивыми и привлекательными в будущем.

 

Хотелось бы отметить некоторые моменты. Например, принцип «соблюдай или объясняй», который подразумевает предоставление детального разъяснения причин несоблюдения или, вернее, невозможности соблюдения каких-то положений. Только сейчас наши компании стали более осмысленно подходить к таким вопросам, и данный принцип применяется, действительно, в уважительных ситуациях.

 

При этом даются развернутые разъяснения альтернативных механизмов и подходов, применяемых компанией, а также объяснения последствий такого несоблюдения. Ранее это правило адекватно применялось только крупными компаниями, пользующимися услугами профессиональных консультантов. Сейчас же это постепенно становится обычной деловой практикой.

 

Довольно хорошо, на мой взгляд, у нас обстоит дело с соблюдением принципа по раскрытию информации, поскольку формальный подход в исполнении в этом разделе корпоративного управления нисколько не мешает, но даже помогает. В сравнении с начальным этапом внедрения норм корпоративного управления, сейчас мы видим достаточно полные, релевантные годовые отчеты компаний.   

 

Главное, что АО научились своевременно предоставлять информацию о своей деятельности во всех существенных аспектах, что так необходимо акционерам и инвесторам. У нас внедрены и, в целом, исполняются требования по предоставлению инвесторам достоверной финансовой отчетности, что достигается посредством обязательного прохождения ежегодной независимой аудиторской проверки всеми компаниями, выпускающими ценные бумаги.

 

Особое внимание мне бы хотелось уделить новым стандартам устойчивого развития, которые сравнительно недавно стали широко применяться компаниями развитых стран и постепенно стали проникать в казахстанское корпоративное управление. По моему мнению, это важнейший аспект. Квинтэссенция современного корпоративного управления постиндустриального информационного общества.

 

Эти стандарты не закреплены у нас в стране на законодательном уровне, но их важность и неоспоримость настолько очевидна, что ведущие казахстанские компании переходят на эти стандарты добровольно. Что, кстати сказать, должно быть характерно для всего корпоративного управления в целом. Потому что казахстанским компаниям следует осознать, что соблюдение принципов корпоративного управления для них благо, а не тяжкая ненужная повинность. К слову сказать, в западных странах нормы корпоративного управления соблюдаются большей частью не по принуждению или требованию закона, а потому что они одобрены и приняты профессиональным сообществом и бизнесом.

– В чем суть стандартов устойчивого развития?

– Это, в первую очередь, касается выстраивания правильных взаимоотношений со всеми заинтересованными лицами, стейкхолдерами, как их еще называют. Компаниям следует обращать внимание на соблюдение и уважение законных прав и интересов всех заинтересованных сторон в четырех главных аспектах: отношениях со своими акционерами, отношениях с социальным окружением, отношениях с государством и отношении к общей экологической безопасности.

 

Соблюдение разумного баланса в этих четырех вещах позволяет компании достичь действительно устойчивого положения и способствует успешной деятельности, в том числе росту рыночной стоимости компании. Данный подход позволяет поддерживать финансовую стабильность в долгосрочной перспективе не только компаниям, но и всему сообществу, в котором они осуществляют свою деятельность.

 

Если компания отказывается от того, чтобы жить одним днем, а стремится к долгосрочному росту своей стоимости, она будет стараться согласовать все свои экономические, экологические и социальные цели в долгосрочном периоде с интересами всех лиц, кого это может касаться. Она будет стремиться всегда соблюдать баланс интересов всех своих стейкхолдеров.

 

Говоря о заинтересованных лицах, мы должны понимать, что речь идет о значительно более широком круге, чем это кажется на первый взгляд. Это акционеры и все работники компании, включая каждого, а не только должностных лиц. Это все клиенты, партнеры, поставщики товаров и услуг, все целевые группы компании. Это государственные органы и их работники, взаимодействующие по различным направлениям. Это весь социум, в котором существует компания. Чем больше компания, тем более широким является круг стейкхолдеров, с которым она взаимодействует. Это также все люди, живущие в определенных экологических условиях, на которые влияет или может повлиять деятельность компании. Очевидно, что легче сказать, кто не является заинтересованным лицом, чем перечислить всех, кто им является.

– Какие конкретные обязательства несет компания перед своими стейкхолдерами?

– К примеру, компания ответственна перед своими работниками за организацию нормальных условий труда, справедливую оплату труда, соблюдение трудового законодательства, прав и интересов работников.

 

Перед своими клиентами она ответственна за обеспечение их качественными товарами и услугами, за обеспечение их прав, как добросовестных потребителей. В соответствии со стандартами устойчивого развития компания должна строго придерживаться законности в совершении всех сделок со своими партнерами, даже если обратное сулит им больше выгоды. Компания должна обеспечить надежность инвестиционных вложений в долгосрочной перспективе, избегая слишком рискованных операций, даже если они обещают очень большую прибыль. И, конечно же, компания не должна отгораживаться от участия в решении социальных проблем там, где она находится и осуществляет свою деятельность.

 

С экологической точки зрения принципы устойчивого развития требуют от компании обеспечить минимизацию своего воздействия на биологические и физические природные системы. Компания должна оптимально использовать природные ресурсы, отдавать предпочтение экологичным технологиям и создавать экологически приемлемую продукцию.

 

Если резюмировать, то стандарты устойчивого развития побуждают компании снижать негативное воздействие результатов своей деятельности на всех заинтересованных лиц, то есть на все свое окружение. При этом вся деятельность по ESG должна также осуществляться в соответствии с принципами нулевой терпимости к коррупции и нормами этического поведения.

 

Для меня совершенно очевидно, что принятие казахстанскими компаниями международных стандартов устойчивого развития и экологического, социального корпоративного управления (ESG), но только не в привычном формальном подходе, а с полной приверженностью данным принципам, может повысить качество нашей экономики настолько, что даже самые смелые стратегии покажутся скромными.

 

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -