Настройки
Язык
Тема
Обновление

Есть мнение: Лимонад вкусней вдвойне, если он - запивон

20457
Фото: Рекламный плакат 1960 г., США

Говорят, как-то приехали американцы в Казахстан и впервые попробовали конфеты «Птичье молоко». «О! У вас что - птиц доят?», - спросили они. «У нас здесь всех доят…», - ответили им.

И действительно, неистощимость фантазии у нашего государства потрясающая! Вот недавно я прочитал о том, что в стране планируется ввести акциз на сахаросодержащие напитки.  С 2023 года – на 20%, с 2024 года – на 35% и с 2025 года – на 45%. Данный налог предлагается ввести в рамках Национального проекта «Здоровая нация», который будто бы уже утвержден президентом.

Кстати, вы заметили, что как только у нас собираются пропихнуть людям какую-нибудь глупость, ее тут же оформляют как национальный проект и обязательно прилепляют туда цитату из последнего президентского послания. Так и здесь: с виду гуманное и человеколюбивое начинании. Борьба с детским ожирением, с неправильным образом жизни... Мол, если будет сладкий лимонад стоить в два раза дороже, значит, люди его будут меньше покупать. Люди будут меньше потреблять сахара и становиться стройнее и здоровее.

Понятно, что здесь, как в старой притче «ослиные уши за версту видны». И совсем не на здоровье нации такие проекты направлены, а наоборот. Сколько процентов в питании современного ребенка занимают сладкие напитки? Один процент или два? Кто считал? Разработчики такого анализа не предоставили. А вот белорусские медики, наоборот, давно все подсчитали и уверяют, что главная беда – не в сахаросодержащих напитках, а вообще в неправильном питании, умноженном на малоподвижный образ жизни. Основной вред содержится в трансжирах и сахаре. Доля же сладких лимонадов в калорийности рациона современного ребенка не превышает одной сотой части.

То есть, если всерьез браться за оздоровление нации, то надо начинать с формирования разумного подхода к еде, к ограничению фастфуда, сладких батончиков и, конечно же, сладких напитков. Как заставить людей отказаться от всего этого вредного, но вкусного? Поднять цены, как предлагается у нас? Но это приведет только к повторению старого анекдота «Папа! Водка подорожала! Ты теперь меньше пить будешь?». «Нет, это вы теперь меньше жрать будете!». Покупать сладкие лимонады люди вовсе не перестанут, однако, худеть будут не дети, а кошельки их родителей.

Причем, пострадают, как всегда бедные. Потому что богатому наплевать, сколько стоит лимонад – сто тенге или тысячу, а бедный каждую тиынку посчитает, но напиток любимому ребенку все равно купит.

Да и вообще, что это за дурацкое убеждение, что здоровые привычки можно привить народу только повышением цены? 25 лет назад в СССР один не очень разумный политик провел эксперимент, взвинтив цены на водку. И что – пить меньше стали? И пить не бросили, и страну развалили.

И потом - откуда взяли утверждение, что в Казахстане наблюдается высокое потребление сахаросодержащих напитков? По официальным данным уровень их потребления в стране достигает 49,6 литров на человека в год. А в Германии – 300 литров. При этом говорить, что наши люди стройнее и спортивнее немецких – это (как заметил классик) все равно как утверждать, что виолончель может рожать детей.    

Одним словом, если наши министерства бескорыстно хотят улучшить здоровье казахстанцев, им нужно начинать не с поднятия цены на один только сегмент нездорового питания. Им нужно озаботиться тем, что, по цифрам ВОЗ Казахстан вообще входит в топ-10 стран с самым неполезным питанием, а по потреблению соли наша страна, по-моему, вообще на первом месте. Граждане страны едят очень мало рыбы, овощей и фруктов, зато очень много потребляют дешевого мяса, мучного и сладкого.

И это не какая-то там национальная традиция. Это идет отчасти от бедности, отчасти о том, что государство совершенно не занимается рационом своих сограждан. Хотите примеры? Пожалуйста! Где знаменитые «рыбные дни» в столовых и кафе? А в «проклятом прошлом» они были. И люди волей-неволей хотя бы раз в неделю по четвергам ели рыбу.

Еще пример? Да ради Бога! Где, покажите мне, хоть одна реклама ЗОЖ на наших улицах? Где плакаты, призывающие бегать, плавать, загорать? Их снова нет. Зато есть реклама тех же самых сладких напитков, ломбардов и букмекерских контор.

Формирует ли государство модель поведения (в том числе и пищевого)? Нет, не формирует. Зато оно может поднять цены на лимонад и сказать, что проект «Здоровая нация» действует! Это вместо того, чтобы разработать настоящую всеобъемлющую программу по внедрению ЗОЖ во все сферы нашей жизни!

И еще одно. Если кто-то таким образом надеется пополнить бюджет, то он глубоко ошибается. Произойдет всё наоборот: уменьшится объем продаж, из отрасли будут уволены до 2,5 человек сразу, и чуть позже произойдет сокращение еще на 17 тысяч работников в смежных отраслях. В итоге вся индустрия захиреет. А через несколько лет, когда повышенные акцизы отменят, в магазинах появятся импортные напитки, сделанные неизвестно из чего.

Почему акцизы отменят? Потому что везде в мире их вводили и потом отменяли.

Так, первый в мире акциз на сладкие газированные напитки был введен в Дании. Но его отменили из-за заполнения датского рынка газированными напитками, произведенными в соседних странах.

В США два штата ввели акциз на сладкие газированные напитки: Западная Вирджиния и Арканзас. Тем не менее, введенный акциз никак не уменьшил количество людей с избыточным весом. Западная Вирджиния уверенно занимает 3-е место в стране по количеству людей с ожирением (34,5 %), а Арканзас - 4-е (33,8 %). Исследование показало, что после введения больших налогов потребители перешли на аналогичные более дешевые, но столь же  калорийные продукты.

Во Вьетнаме 10%-ый акциз на газированные напитки привел к поступлениям в бюджет 8,46 млн долларов и одновременно – к суммарным потерям в экономике на сумму 52,6 млн долларов.

В Замбии отменили налог на сладкие газированные напитки, введенный в 2001 году из-за негативного влияния на экономику и отрицательных последствий для потребителей с низким и средним уровнем доходов. И так далее.

Но у нас почему-то всегда думают, что они умнее всех! А получается как еще в одном анекдоте. «Эх, жизнь… Всё, как всегда... Копил-копил на Ламборджини... А потом - бац! Не сдержался и купил себе лимонад и жвачку».

Андрей Зубов

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -