Настройки
Язык
Тема
Обновление

Air Astana: почти 20 лет в небе

26283

В преддверии 30-летия Независимости президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер подвел итоги года. Комментируя положительные результаты, президент авиакомпании сообщает, что два бренда Air Astana и FlyArystan хорошо зарекомендовали себя как на международных, так и на внутренних маршрутах.

В планах авиакомпании занять лидирующие позиции на мировом авиационном рынке, и это происходит благодаря высокому профессионализму команды, обеспечивающей безопасность полетов, удобство стыковок, комфорт для пассажиров, расширение маршрутной сети на протяжении 20 лет. Пандемия дала толчок в развитии грузовых авиаперевозок, переоборудование Боинга 767 в полугрузовой позволило авиакомпании перевезти около 8000 тонн груза. Отметить следует, что из них авиакомпания перевезла 1200 тонн гуманитарной помощи, медикаментов и других жизненно необходимых товаров из Индии, России, Китая. Несмотря на убытки, связанные с пандемией, Air Astana продолжает связывать не только города и страны, но расширяет сетку внутренних маршрутов, благодаря FlyArystan, стимулирующей внутренний рынок авиаперевозок за счет максимально доступных тарифов.

- И первый вопрос, который был адресован Питеру Фостеру, связан, конечно, с пандемией, которая нанесла колоссальный ущерб по авиационной отрасли всего мира.   

– Хороший вопрос. Пандемия – это худший кризис, с которым сталкивалась гражданская авиация за всю историю. Надо сказать, что Air Astana справилась с задачей лучше в сравнении с другими участниками этой индустрии. Не понадобилось никаких дополнительных инвестиций ни со стороны государства, не со стороны акционеров, мы также не просили создавать для нас специальные условия. На данный момент можно сказать, что с этой задачей мы самостоятельно успешно справились. Во-первых, на начало пандемии авиакомпания пребывала в хорошем финансовом положении. В течение 15-ти лет подряд авиакомпания была прибыльной. Следующий фактор, когда удалось произвести успешную модернизацию флота, были выведены из эксплуатации самолеты с большим сроком службы, что значительно снизило затратную часть авиакомпании. Третий фактор – это востребованный, сильный внутренний лоукостер FlyArystan. И четвертый фактор – содействие, которое оказало правительство, через межведомственную комиссию была дана возможность в контролируемо-регулируемой форме продолжить выполнение большинства международных маршрутов. Соответственно, у граждан РК сохранялась возможность без существенных ограничений продолжать летать по миру. И самый главный фактор – это коллектив численностью 5,5 тысячи моих коллег, каждый из которых на момент острой пандемии был в полной профессиональной готовности, благодаря командной эффективности мы сумели достичь высоких результатов.

– В период жесткого локдауна какие меры были предприняты для сохранения рабочих мест ваших сотрудников?         

– Да, как вы знаете, у большинства авиакомпаний возникла такая ситуация массового увольнения сотрудников, мы к этой мере не прибегали. В Казахстане есть такое явление, как «простой». В период карантина сотрудники были на простое, с сохранением 50% зарплаты от их оклада. Таким образом, без увольнения сотрудников нам удалось сократить расходы и в то же время сохранить штат.

– Какие позитивные преобразования произошли в компании в условиях уроков пандемии?

– Конечно, для всех и для нас в частности пандемия оказалась трансформационным периодом. Если говорить с точки зрения коммерческого планирования, то на данный момент структура нашего флота намного стала проще, возраст авиапарка значительно помолодел. Средний возраст самолетов после пандемии составляет 3,8 года, что делает наш флот одним из самых молодых в мире. Следующий немаловажный фактор – сеть внедренных маршрутов значительно расширилась благодаря лоукостеру FlyArystan, показавшему в период пандемии потрясающие результаты роста. Кроме того, что на данный момент у нас уже совершенно иная большая сеть международных направлений, это популярные туристические направления, такие как Мальдивы, Пхукет, Черногория, Коломбо и другие. Это совершенно новый сегмент рынка авиаперевозок, куда туристы едут отдыхать на длительное время. Этот новый сегмент мы открыли после пандемии. Действуют также направления в Дубай, Франкфурт, Амстердам, Лондон, Стамбул, Анталию, Баку, Москву, Санкт-Петербург, Бишкек, Ташкент, Душанбе, Тбилиси, Батуми, Дели, Сеул, Мале.

В конечном счете, у нас опытный управленческий персонал, который проработал в компании большую часть времени ее существования, если не с самого основания. И мы продолжаем работать в тесной связке не только с руководителями департаментов, но и со всеми сотрудниками. На кризис существуют две реакции: компании или сплачиваются и успешно взаимодействуют, или если это слабые компании, то они полностью распадутся.  В нашем случае мы проявили себя как команда гораздо сильнее, чем в тот момент, когда вступили в пандемию. В итоге, все сводится к тому, что кризис тестирует силу любой организации, тем самым, она понимает, насколько она сильна, и это касается любой сферы деятельности.

– Каковы дальнейшие планы Air Astana и FlyArystan?

– Планов много. Ожидаем, что FlyArystan будет продолжать расти быстрыми темпами. Флот FlyArystan насчитывает 10 самолетов. Ожидаем, что к концу 2025 года флот FlyArystan возрастет до 25 самолетов. Если говорить об общем флоте обеих авиакомпаний, то он состоит из 36-ти воздушных судов, включая 28 самолетов семейства Airbus А321/А320neo, 3 самолета Boeing 767, 5 самолетов Е190-Е2. В 2022 году ожидается доставка еще трех новых Airbus A321LR. Кстати, сегодня получили еще один новый самолет. Ожидаем, что общий флот авиакомпаний к концу 2025 года составит 55 самолетов. Самое важное то, что мы продолжим свою приверженность принципам: лучшее соотношение цены и высочайшего качества обслуживания. Какими бы ни были планы по расширению, философия компании, заложенная 20 лет назад, остается незыблемой.

– Какую прибыль ожидаете в этом году и как  решили топливный вопрос?

– Компания будет прибыльной в этом году, но в данный момент я не могу озвучить конкретные цифры. Но могу сказать, что восстановление компании после пандемии произошло быстрее, чем мы ожидали. Что же касается авиационного топлива, то последние два месяца тема широко обсуждалась в СМИ. Мы продолжаем тесное сотрудничество с Министерством и лично с министром индустрии и инфраструктурного развития, который лично вмешался в ситуацию по решению этого вопроса. Надеемся, что все те меры, которые запланированы с целью решения этого вопроса, будут осуществлены, а авиакомпания продолжит выполнять маршрутные авиасообщения согласно расписанию.           

– Говоря о международных направлениях, ситуация в мире меняется ежедневно, как вам удается интегрироваться в систему международного пространства, с учетом быстро меняющихся, не зависящих от вас обстоятельств?     

– Я подчеркну, что мы не просили и, соответственно, не получали никакой финансовой помощи ни от правительства, ни от акционеров. Что же касается не финансовых мер поддержки, правительство оказало очень большое содействие в том, чтобы гражданская авиация Казахстана безостановочно продолжала свою деятельность. Я бы хотел отметить, что правительство заняло более прагматичную позицию по отношению к гражданской авиации, чем другие азиатские страны. Например, мы приостановили полеты в Египет из-за штамма «омикрон», но в целом власти дают нам возможность выполнять международные рейсы и гражданам Казахстана летать за рубеж, как и иностранцам прилетать в Казахстан с разными целями. Границы страны остаются открытыми, и мы продолжаем двигаться вперед, здесь соблюдается хороший баланс. Касательно управления компанией, особенно в таких условиях неопределенности, это действительно очень сложно. Это похоже на катание на лыжах на Чимбулаке при сегодняшних погодных условиях, так как лыжник не уверен, покатится ли он по снегу или по льду. Управление авиакомпанией требует комбинации скорости и предосторожности, чтобы воспользоваться хорошими обстоятельствами и не упасть, когда условия станут хуже. На мой взгляд, мы неплохо справляемся.

– Не могли бы вы подвести итоги 20-летия авиакомпании?

– Из 20 лет работы я сам работаю в авиакомпании уже более 16-ти лет. Компания была основана, как вы знаете, по личной инициативе Первого Президента РК и сэра Ричарда Эванса, тогдашнего президента BAE Systems. Изначально были обозначены четкие принципы для этой авиакомпании, основная из которых – безопасность полетов. Авиакомпания должна осуществлять свою деятельность в соответствии с высочайшими международными стандартами безопасности. Следующий принцип состоит в том, что авиакомпания должна быть  прибыльной и при этом должны соблюдаться самые высокие стандарты обслуживания. Говоря о внутренней корпоративной этике, то должны соблюдаться высокие стандарты как корпоративной, так и личной этики. Мы делали все возможное, чтобы соответствовать всем вышеназванным принципам, но нам есть куда расти. За 20 лет мы заложили прочный фундамент, чтобы занимать существенную позицию не только в Центральной Азии, но и в глобальной авиационной индустрии.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить казахстанцев со знаменательной датой – 30-летием Независимости Казахстана, и для меня большая честь жить в молодой республике более половины этого периода. За 16 лет моего пребывания здесь я с восхищением отмечаю положительные изменения и развитие не только в компании Air Astana, но и в целом в стране. 30-лет – это важный рубеж в развитии государства, и я поздравляю с этим всех казахстанцев, а также моих дорогих коллег. Как я уже говорил, благодаря помощи и взаимодействию правительства нам удалось с достоинством преодолеть вызовы настоящего времени, с которыми, я полагаю, страна столкнулась впервые за 30 лет независимости. Я искренне желаю благополучия и процветания Казахстану и надеюсь внести свой вклад в дальнейшее развитие республики.

– Спасибо за интервью!

Серик КОРЖУМБАЕВ

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -