Когда кредитор не прав

35855

Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка в рамках защиты потребителей финансовых услуг с начала года применены 93 надзорные меры, из них 40 административных взысканий на общую сумму свыше 21 млн тенге.

Для сравнения в первом квартале 2021 года финрегулятором применено меньше мер надзорного реагирования – 69, из которых 28 административных взысканий на общую сумму 6,9 млн тенге. Основные нарушения финансовых и микрофинансовых организаций в текущем году касались:

  • несоблюдения банками требований Правил предоставления банковских услуг;
  • непредставления и представления недостоверных сведений в кредитное бюро;
  • ненадлежащего проведения проверки достоверности данных, предоставленных клиентами в ходе оформления микрокредитов;
  • предоставления микрокредитов без соблюдения требований, установленных Правилами выдачи микрокредитов электронным способом;
  • осуществления видов деятельности, не предусмотренных Законом о микрофинансовой деятельности.
«Не думаю, что банки и МФО чаще начали нарушать права потребителей финансовых услуг. Во-первых, скорее всего после пандемии увеличилось количество обращений казахстанцев в финансовые организации. Во-вторых, в стране все-таки растет финансовая грамотность. Если раньше люди легко мирились с какими-то условиями банкиров или страховщиков, то сегодня мы можем легко проверить правомерность договоров или действий финансистов» Эксперт Руслан Сундетов

 

Заявления людей

Основной блок обращений граждан в надзорный орган связан с реструктуризацией или рефинансированием задолженности, разъяснением нормативных правовых актов по банковскому сектору и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность.

«Это говорит о том, что не все наши граждане уделяют особое внимание ознакомлению с условиями предоставления кредита. Количество заявлений было бы в разы меньше, если бы потребители финансовых услуг более ответственно, осознанно и взвешенно подошли к такому вопросу, как оформление кредита, внимательно читали бы все условия договора. Ведь ставя в нем свою подпись, заемщик автоматически соглашается со всеми его условиями. В этой связи хотел бы обратить внимание: несмотря на то, что кредит является удобным финансовым инструментом, нужно уметь его правильно использовать и принимать решение о получении займа нужно осмотрительно» Александр Терентьев, директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка

Еще один блок обращений – это применение кредитными организациями единого режима урегулирования проблемной задолженности заемщиков-физических лиц. Граждане также обращаются в агентство с вопросами, связанными со страховой, коллекторской деятельностью, рынком ценных бумаг.

«Агентством на системной основе проводится мониторинг и анализ информации по обращениям граждан, связанным с вопросами противодействия мошенничеству и финансовым пирамидам. Так, с начала 2022 года в АРРФР поступило 25 обращений физических лиц. Одним из способов обмана является звонок якобы от представителей банка, социальных служб и иных организаций. К примеру, псевдоработники банка сообщают о подозрительных операциях с карточкой. Для блокирования операции и сохранения денег предлагают перевести их на резервный, то есть безопасный счет либо просят уточнить полные реквизиты пластиковой карты, а также SMS-код. После получения необходимых данных на клиента банка оформляется кредит, поэтому не стоит доверять незнакомцам, банковские работники никогда не звонят первыми, чтобы выведать важную конфиденциальную информацию. Также стоит быть осторожными в сети, соблюдая цифровую гигиену» Александр Терентьев

По данным Министерства внутренних дел РК, с начала 2022 года зарегистрировано около 800 уголовных дел по фактам неправомерного оформления онлайн-займов третьими лицами путем завладения персональными данными. 

 

Жалобы на коллекторов

Закон «О коллекторской деятельности» был принят в 2017 году, что стало отправной точкой для формирования цивилизованного рынка взыскания в Казахстане. Если в 2017 году количество коллекторских агентств доходило до 900, то на сегодняшний день их – 173, они включены в реестр регулятора и вправе осуществлять коллекторскую деятельность. С начала 2022 года в отношении коллекторских агентств регулятор применил 13 административных взысканий на общую сумму 7,8 млн тенге и 5 письменных предписаний.

«В целях очистки рынка от недобросовестных коллекторских агентств были приняты изменения в сторону ужесточения требований к коллекторам. В частности, был установлен запрет на взаимодействие с должником с телефонных номеров, незарегистрированных за коллекторским агентством. Анализ жалоб показал, что зачастую коллекторы связываются с должниками с различных номеров. Кроме того, установлен запрет на взаимодействие коллектора с третьими лицами. Это сделано для недопущения раскрытия коллекторской тайны о заемщиках, сведения о которых переданы в работу коллектору. Теперь коллекторы вправе связываться с такими лицами только в целях установления местонахождения или контакта должника. Также установлено требование по обязательному ведению аудио- и видеофиксации всех случаев взаимодействия с должником для недопущения раскрытия коллекторской тайны о заемщиках, сведения о которых переданы в работу коллектору. Так, в рамках рассмотрения жалоб и обращений возникала ситуация, когда заемщик не мог предоставить доказательства нарушения со стороны коллекторской организации» Глава департамента АРРФР

Собеседник отметил, что использование коллекторами недобросовестной практики при взыскании долга недопустимо, и взаимоотношения коллекторских агентств с должниками обязаны быть исключительно в правовом поле. С этой целью агентством совместно с Национальной палатой коллекторов Казахстана проводится активная работа как по оказанию помощи потребителям финансовых услуг от незаконных действий коллекторов, так и по повышению финансовой грамотности населения в целом.

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -