InsurTech – рывок страхования в будущее

685487

На глобальном страховом рынке информационные технологии являются той движущей силой, которая позволяет страховщикам успешно взаимодействовать со все более требовательными и нетерпеливыми клиентами. В Казахстане страховые компании в отличие от банков только вошли в мир цифровых технологий. Методом проб и ошибок они учатся обслуживать клиентов онлайн. Об этом шла речь на панельной сессии «Развитие страхования за счет цифровых решений» форума Almaty Digital.

«На сегодняшний день область страхования переживает активную фазу трансформации, цифровизации. Эти тренды заложены в стратегических документах Национального банка РК и Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка: в Концепцию развития финансовых технологий и инноваций до 2025 года и в Концепцию развития финансового рынка до 2030 года. В этих документах заданы три вектора – redteh, supteh и insurteh» Директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов АРРФР Асель Амирбаева

Сегодня insurteh – основополагающий элемент развития как страховой индустрии в целом, так и каждого из игроков этого рынка в частности. Это общемировой тренд, и в Казахстане он также присутствует. Новые технологии в работе страховщиков призваны сократить и облегчить путь, который должен пройти клиент к тому или иному страховому продукту и при этом клиент должен ощущать персонализацию предоставленной услуги и получить существенную скидку.

В Концепции АРРФР к основным тенденциям развития страхового сектора относится цифровизация страхового бизнеса путем использования цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов страховых услуг. В рамках развития финансовых технологий и обеспечения инклюзивности на страховом рынке, а также упрощения доступа населения к страхованию будет продолжен переход к электронному взаимодействию между страховыми организациями, государственными органами и потребителями при получении страховых услуг за счет их цифровизации, в том числе с использованием биометрической идентификации клиентов.

В целях дальнейшего совершенствования механизма онлайн-страхования будет внедрено онлайн-урегулирование страховых выплат через единую базу данных по страхованию, что позволит упростить и ускорить процесс получения страховой выплаты, привести процесс оценки ущерба к единым стандартам, ввести механизм защиты от страхового мошенничества.

«Если говорить об insurteh, то в этом направлении планируется полный переход работы страховщиков и страхового сервиса в онлайн. Это направление сейчас наиболее актуально, особенно после внесения поправок в закон о страховой деятельности. Первый наш шаг был в 2019 году – появление электронных полисов обязательного автострахования ОГПО. Следующий этап – появление онлайн-сервисов, таких как переоформление полисов. Теперь настало время для страхового рынка внедрить онлайн-урегулирование страхового случая. В этом направлении регулятор на законодательном уровне дал возможность страховым организациям развернуть на своих цифровых платформах сервисы по осуществлению онлайн-выплаты при страховом случае. А с 1 января 2024 года будет внедрен европротокол – упрощенный порядок урегулирования страхового случая и получения онлайн-выплаты» Директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Асель Амирбаева

В целях развития страховых инноваций и внедрения технологий на страховом рынке необходима постоянная модернизация единой базы данных по страхованию. В перспективе планируется создание полноценной базы данных страховой статистики, в том числе статистики участников МФЦА по разрешенным видам страхования, в целях эффективного применения SupTech, RegTech-технологий для надзора и регулирования, а для страхового рынка создание условий для развития инновационных продуктов страхования с применением InsurTech-технологий для внедрения гибкого тарифообразования, полноценного андеррайтинга клиентов, построения скоринговых моделей.

Учитывая повышение роли данных в ведении страхового бизнеса и совершенствование технологий, продолжится интеграция ЕСБД с государственными базами данных, что позволит увеличить охват населения страховыми услугами и обеспечит качество информации.

«Стандартный процесс получения выплаты в среднем длится около 90 дней. В ноябре 2022 года компания Freedom Insurance запустила новый сервис по онлайн-выплатам за максимально короткий срок. Теперь казахстанские автовладельцы, попавшие в ДТП, могут без долгого сбора документов и поездок в офис страховщика получить компенсацию в течение нескольких дней на банковскую карту. Пройти самостоятельно путь от электронного заявления до получения выплаты можно на сайте dtp.kz. В среднем весь процесс онлайн-выплаты в этом случае занимает около 5 дней. Компенсацию можно получить на карту Freedom Bank или на карту любого другого банка» Председатель правления СК Freedom Insurance Азамат Керимбаев

Для повышения уровня цифровизации деятельности страховых организаций целесообразно рассмотреть возможность предоставления страховым организациям права покупки (создания) компаний, осуществляющих деятельность в сфере IT-технологий, разработки и внедрения мобильных приложений, платежных организаций и других юридических лиц.

«Страховые компании работают с обширной базой данных клиентов. При заключении договоров страхования и покупке полисов нам предоставляются ИИН, номера телефонов, личная информация об имуществе и здоровье и другое. Наша задача не только получать эти данные для работы со страхователями, но и обеспечить их сохранность и не допустить утечки информации. К сожалению, такие случаи происходят. По данным американской компании Verisign, 82% нарушений связаны с человеческим фактором, включая социальные атаки, ошибки при использовании цифровых данных; 13% – это рост утечек программ, которыми могут воспользоваться недоброжелатели. Поэтому в период активной цифровизации для страховых компаний стратегически важным является повышение защиты персональных данных клиентов» Председатель правления СК Jusan Garant Абай Егембердиев

Страховщикам Казахстана могут позволить инвестировать в компании, которые владеют цифровыми платформами.

«С точки зрения инвестиций, наверно, будет позволено страховым организациям инвестировать в компании, которые обладают цифровыми платформами, чтобы повышался охват и доступность страховых услуг» Директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов АРРФР

Ряд компаний, не дожидаясь 2024 года, уже реализовал подобные планы и тестят модели, добавила она, отвечая на вопрос управляющего директора Ассоциации финансистов Казахстана Ерлана Бурабаева, что ушли в небытие так называемые фальшивые полисы. По словам спикера, за 2022 год было заключено свыше пяти млн электронных полисов по обязательному страхованию, из них договоры, заключенные с признаками онлайн, составляют порядка 20%, и уже стоит вопрос о возможностях внедрения так называемого онлайн-регулирования страховых случаев.

«Регулятор сейчас прорабатывает нормативно-правовой акт, в котором участникам рынка будет дано право развернуть на своей платформе такие архитектуры как Open API. Это позволит финтехкомпаниям, в том числе страховым организациям, подсоединиться к данным сервисам и тем самым распространить и повысить охват клиентов и развить собственную аналитику, которая дальше будет использоваться для ценообразования, сравнения продуктов. Возможно, будут созданы какие-то маркетплейсы, что также предусмотрено концепцией по развитию финансовых технологий и инноваций на 2020-2025 годы, поэтому перед страховыми организациями стоит задача сделать этот сервис клиентоориентированным» Асель Амирбаева

Ирина ЛЕДОВСКИХ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -