«От цивилизации Великой степи до сегодняшней державности» — Андрей Выползов о Казахстане

16368
Фото: Акорда

В Казахстане отмечают День Республики.

Президент Касым-Жомарт Токаев напомнил, что принятая 35 лет назад Декларация о суверенитете стала началом новой исторической эпохи и утвердила право народа самостоятельно определять своё будущее. По оценке руководителя российского аналитического бюро «Стан-Центр» Андрея Выползова, политический курс Токаева отражает новую фазу казахстанской государственности, основанную на исторической преемственности и опоре на волю граждан как ключевой источник суверенитета. Мы попросили эксперта прокомментировать выступление и месседжи президента в интервью.

Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении по случаю Дня Республики назвал 35-летие Декларации о суверенитете Казахстана «священным днём», когда народ начал путь к самостоятельности. Как вы оцениваете политический курс и реформы Токаева с точки зрения формирования новой фазы казахстанской государственности?

— Как известно, Декларация о государственном суверенитете страны была принята, когда Казахстан ещё находился в составе СССР, и на тот момент именовался Казахской Советской Социалистической Республикой. И этот факт, на мой взгляд, важен, поскольку он символизирует преемственность, непрерывность казахской государственности, как бы она не называлась. Это настоящая эволюция государства — от цивилизации Великой степи до сегодняшней державности, и все этапы равноценны с исторической точки зрения. И в этом контексте новая фаза казахстанской государственности, безусловно, является прогрессивной, передовой.

Мне импонирует, что лидер Казахстана констатировал, что по любому вопросу государственной важности решающее слово должно принадлежать гражданам. Эта формула идеально сработала при обсуждении строительства атомной станции. Очевидно, что власти страны могли решить вопрос возведения АЭС самостоятельно, и народ Казахстана принял бы это решение как взвешенное. Однако Касым-Жомарт Токаев резонно отметил, что национальный суверенитет Казахстана только тогда становится реальным и, как следствие, воспринимается как таковым другими государствами, если в самой стране граждане искренне переживают за будущее своего Отечества. Кстати, здесь есть переплетения с Великой Степью, когда ваши предки, выбирая хана, созывали курултай. То есть определённые демократические процедуры налицо. Это и есть преемственность.

— В своем выступлении президент высказался о парламентской реформе и подчеркнул, что Казахстан продолжит усиливать парламент, но при этом республика должна остаться государством с сильной президентской властью. Как вы оцениваете эту позицию главы государства?

— Для меня очевидно, что парламент — это аккумулятор народных чаяний, и конечно же, в таком ключе именно Мажилис должен быть сильным государственным органов. Когда народ выступает за обновление, за модернизацию жизни, а депутаты, которых народ делегировал, демонстрируют, извините, политическую импотенцию, то это в конечном итоге дискредитирует всю вертикаль власти. Вместе с тем, историческая, если хотите — восточная, традиция свидетельствует о том, что на нашем гигантском евразийском пространстве всегда были лидеры. Всегда был один человек, вокруг которого формировалась команда единомышленников. Это данность, как, скажем, восход солнца. Поэтому сильный президент Казахстана и сильный парламент, в том смысле, что он действует, не оглядываясь на многочисленные клановые и чиновничьи группы влияния, — это безупречный механизм для движения вперёд.

 — Несмотря на мировую турбулентность, Казахстан демонстрирует экономическую устойчивость и рост. Насколько эта динамика связана с политической моделью и управленческим стилем президента Токаева?

— Однозначно, связь такая есть. Я обратил внимание на интересные слова Токаева, сказанные на торжественном мероприятии по случаю Дня Республики. Ваш лидер сказал: «Мы должны ценить стабильность и согласие». На мой взгляд, все политические, экономические и мировоззренческие реформы в Казахстане направлены на поддержание этих двух простых и одновременно крайне сложных факторов — стабильность и согласие.

Именно политико-экономическая стабильность и культурно-национальное согласие послужили фундаментом того, что за последние шесть лет рост экономики Казахстана составил 16%, а ВВП на душу населения увеличился почти на 50%. Это показатели, которые, как говорится, можно «пощупать». Это те реальные инвестиции, которые во многом образовались в результате переформатирования сознания казахстанцев — от прошлой формулы «От нас ничего не зависит» до «Если не мы, то кто?»

— Одним из ключевых акцентов Токаева стало воспитание граждан в духе «экономического патриотизма» и поддержка национального бизнеса как элемента суверенитета. Что вы думаете об этом месседже?

— Экономический патриотизм — великое дело. В России, например, на мой взгляд, только благодаря санкциям заработал в полную силу национальный бизнес. А то всё исповедовали принцип, озвученный ещё Остапом Бендером из «Двенадцати стульев»: «Заграница нам поможет!». Понятно, что всюду важна золотая середина, тем более, сегодня, когда торгово-экономические связи и промышленная кооперация — порой межконтинентальная. Но именно национальные бренды формируют у человека чувство гордости к своей державе. И на самом деле здесь — непаханое поле.

— Накануне Дня Республики президент наградил сотни представителей рабочих профессий, бизнеса, науки и медицины. Как вы считаете, как это отражает приоритеты политики Токаева и его подход к формированию новой общественной элиты?

 — А это как раз звенья одной цепи с «экономическим патриотизмом». Все награждённые — люди дела, создающие продукт: будь то уголь в шахте, будь то слово в газете. Удостаивая граждан Казахстана наград, президент подчёркивает, что именно это и есть цвет нации. Это именно те казахстанцы, кто, как выразился Касым-Жомарт Токаев, формируют «созидательный дух» страны. Конечно, этот процесс, имеется в виду смена элит, длительный и, мягко говоря, непростой. Поколение должной пройти, как мне кажется. Но первый шаг сделан…

— Как вы оцениваете роль миротворческой и взвешенной дипломатии, о которой говорит Токаев, в контексте обеспечения безопасности и суверенитета Казахстана?

— Миротворческая дипломатия Токаева — фирменный стиль лидера Казахстана. Он является, если так можно выразиться, уже ветераном классической дипломатии, знает все хитросплетения этой науки, и конечно же, переживает, что в нынешний гибридный во всех смыслах век законы «большой дипломатии» не работают.

Одновременно Токаев убеждён, что в столь сложнейшее время эффективно может работать только внешняя политика, основанная на традициях взвешенной дипломатии. И в этом плане немаловажно, что президент Казахстана выступает не просто «дипломатическим теоретиком», а активно действует: и с трибуны ООН, и на переговорах с лидерами крупнейших держав говорит, что государствам следует находить общий язык и достигать компромиссов. И сам предлагает Казахстан как площадку для миротворчества, предлагает выступить межрегиональным медиатором. Так просто отмахнуться от канонов в искусстве международных переговоров невозможно — об этом свидетельствует многовековая история всех народов и государств. А значит, — голос Токаева весо́м как никогда.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -