Агентство по регулированию и развитию финансового рынка напоминает, что в соответствии с законодательством установлен единый механизм взаимодействия заемщиков с банками, микрофинансовыми организациями (МФО) и коллекторскими агентствами, передает DKNews.kz.
Как изменить условия займа?
В случае возникновения финансовых затруднений заемщик имеет право обратиться к своему кредитору (банк, МФО или коллекторское агентство) с письменным заявлением об изменении условий исполнения обязательств.
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие ухудшение финансового положения или причины просрочки. Это может быть справка о регистрации в качестве безработного, акт работодателя о прекращении трудового договора, о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы или справка о временной нетрудоспособности, подтверждающая болезнь близких родственников, супруга (супруги) заемщика, свидетельство/справка о смерти близких родственников, супруга (супруги) заемщика, документы, подтверждающие нанесение заемщику материального ущерба в результате несчастного случая, противоправных действий третьих лиц, справка об инвалидности, судебные акты и другие документы, подтверждающие факт ухудшения финансового состояния заемщика. Полный перечень необходимых документов доступен на сайте Агентства.
Заявление может быть подано лично по адресу кредитора, а также через мобильное приложение или электронную почту, если это предусмотрено договором. Рассмотрение обращения и принятие решения кредитором осуществляется в течение 15 календарных дней.
Куда обратиться, если вас не устроило решение кредитора?
Если принятое кредитором решение не устраивает заемщика, то можно обратиться к банковскому либо микрофинансовому омбудсманам.
По займам в банках – через сайт bank-ombudsman.kz.
К обращению необходимо приложить:
- договор и график платежей;
- доказательство обращения в банк или коллекторское агентство и их ответ;
- документы, подтверждающие финансовые трудности.
По займам в МФО – через сайт mfombudsman.kz.
К обращению необходимо приложить:
- заявление и анкету;
- договор микрозайма и график погашения;
- доказательство обращения в МФО и их ответ;
- документы, подтверждающие ухудшение финансового положения.
Услуги омбудсманов – бесплатные. Их решения обязательны для исполнения. Омбудсманы помогают найти взаимоприемлемое решение для заемщика и кредитора. При этом важно помнить: подать заявление омбудсману можно только после официального обращения к кредитору и получения ответа.
Как проходит процедура банкротства физических лиц?
Если заемщик не имеет возможности погашать долг, Законом «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан» предусмотрена процедура внесудебного банкротства физических лиц, которая позволяет списать задолженность при следующих условиях:
- долг не превышает 1600 МРП;
- нет имущества, которое можно реализовать (включая долю в совместной собственности);
- нет платежей по займу в течение 12 месяцев подряд;
- за последние 7 лет не проходили процедуру банкротства;
- проводилась реструктуризация долга.
В случае наличия имущества, а также обязательств, превышающих 1600-кратный размер МРП, гражданин вправе подать заявление в суд по применению процедуры восстановления платежеспособности или судебного банкротства.
Процедура бесплатная и подается через портал eGov.kz или в ЦОН.
Важно помнить, что банкротство имеет свои последствия:
- в течение 5 лет после завершения процедуры заемщик не сможет получать новые кредиты и микрокредиты;
- в течение 3 лет после завершения процедуры будет проводиться мониторинг финансового состояния банкрота;
- повторное банкротство возможно только через 7 лет.
Процедура банкротства дает возможность заемщикам в законном порядке решить вопросы с задолженностью и полностью прекратить свои долговые обязательства, однако перед ее началом необходимо оценить все последствия.