Президент Токаев продолжает формировать свое наследие в стране, которая на днях отметила 32-ю годовщину Независимости. Приверженность Казахстана векторной дипломатии включает в себя саммиты с Байденом и Си, не забывая при этом о Путине, а для поддержания международного имиджа страны требуется больше экономических реформ и мер по продвижению прав человека.
16 числа Казахстан отметил очередную годовщину своей Независимости, и последние три месяца были для президента Касым-Жомарта Токаева насыщенными на международном уровне: он встречался с такими лидерами, как президент США Джо Байден и президент Китая Си Цзиньпин, а также с Президентом Португалии Марселу Ребелу де Соузой, причем в последнем случае 20 сентября в Нью-Йорке в рамках ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Подобные встречи на высоком уровне с различными государственными деятелями являются подтверждением того, что казахи продолжают свою твердую приверженность многовекторной дипломатии, которая берет свое начало еще во времена первого президента Нурсултана Назарбаева и направлена на то, чтобы страна не была ограничена географическими рамками в результате своего нахождения между гигантами - Россией и Китаем.
Данная традиция многовекторной дипломатии подверглась особой проверке с февраля 2022 года, когда вторжение России в Украину принесло Казахстану ряд вызовов. С одной стороны, это вопрос внутреннего восприятия, поскольку в стране проживают многочисленные русские и украинские общины, а с другой - потребность не враждовать с Россией и одновременно не изолировать себя от международного сообщества, применяющего санкции в ответ на агрессию. При голосовании в ООН Казахстан воздерживается от осуждения Москвы, но в то же время поддерживает Киев в защите его территориальной целостности. Он также сотрудничает с США и другими западными странами, чтобы не стать для России прикрытием для обхода санкций, что является постоянным испытанием возможностей правительства в стране, которая занимает девятое место в мире по размерам, но насчитывает всего 20 миллионов жителей, большинство из которых этнические казахи, хотя в ней также проживает более сотни народов, от узбеков до корейцев.
В пользу Казахстана говорят его нефтяные богатства и растущая экономическая динамика, реформаторские настроения в обществе и толерантный ислам, который помогает национальному сосуществованию с христианскими меньшинствами и наводит мосты с внешним миром, как это было видно во время визита Папы Франциска в сентябре прошлого года. Процесс политических реформ, начавшийся после жестоких беспорядков в январе 2022 года, также привлек внимание мировой общественности. При этом, Казахстан стремится выделиться как наиболее активный и решительный среди стран стратегически важной Центральной Азии (встреча Токаева с Байденом 19 сентября, также в кулуарах ООН, была частью беспрецедентного саммита между Соединенными Штатами и пятью бывшими советскими республиками - Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном).
Подписанный Токаевым 8 декабря указ о поощрении прав человека и верховенства закона следует понимать в данном контексте стремление занять видное место в международном сообществе и поиск престижа, который длится с момента провозглашения Независимости 16 декабря 1991 года. Как пояснили власти Казахстана в своем заявлении:
«Данная мера была принята в преддверии Международного дня прав человека 10 декабря и 75-й годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот основополагающий документ подчеркивает приверженность Казахстана выполнению своих международных обязательств, укреплению правозащитных институтов и содействию развитию национальной системы защиты прав человека и демократии». Кроме того, они добавили: «Указ и План действий представляют собой новую эру в приверженности Казахстана демократическим реформам и правам человека, обеспечивают эффективное функционирование демократических институтов и правозащитных механизмов в стране. Примечательным элементом настоящей инициативы является обязательное сотрудничество с известными международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в реализации мер, изложенных в Плане».
Такое стремление привлечь крупные международные организации к продвижению демократизации страны - сигнал миру (и влиятельным соседям), что Казахстан усвоил уроки недавнего прошлого и рассматривает проект демократических реформ как путь к укреплению государства. Однако тот факт, что некоторые международные индикаторы демократии (например, Economist) признают лишь незначительные улучшения и сохраняют критическую оценку, означает, что страна должна продолжать реформы и показывать больше результатов, как бы активно Токаев ни подавал пример, включив в Конституцию ограничение на количество президентских сроков, когда его предшественник правил 29 лет.
Для Токаева, карьерного дипломата, сменившего Назарбаева в 2019 году, особенно важно желание оставить личное наследие для будущего. Сегодня Казахстан занимает 56-е место по Индексу человеческого развития ООН в группе стран с очень высоким уровнем развития, а из 15 бывших советских республик его опережают, разве что, три страны Балтии и Россия, причем последняя может перестать быть таковой, как только статистика отразит последствия нынешней войны.
Вопрос о президентском наследии в некотором роде получил новую жизнь благодаря мемуарам Назарбаева, отца Независимости, который в какой-то момент позволил своим близким кланам слишком тесно взаимодействовать с интересами государства. Токаев заметно отдалился от своего предшественника, но неизменно в конструктивном ключе: хорошим примером является его приверженность традиционной борьбе с распространением ядерных арсеналов (Казахстан, посредством Семипалатинского полигона, являлся советским испытательным полигоном с более чем 450 взрывами, как недавно отметила Astana Times), но, учитывая экономические проблемы и богатые запасы урана, допускает возможность строительства атомной электростанции для гражданских целей, если население примет такое решение на референдуме.
Недавняя аналитическая статья в Foreign Policy под заголовком «Лидер Казахстана превращает нейтралитет в искусство» восхваляет способность Токаева поддерживать хорошие отношения с Владимиром Путиным (хотя бы для того, чтобы избежать территориальных споров), Си Цзиньпином (проект Шелкового пути был объявлен десять лет назад в Астане), Джо Байденом (Соединенные Штаты заинтересованы в укреплении Казахстана как ключевого игрока в сердце Евразии) и Европейским союзом (в целом, главный торговый партнер, в июне Астану посетил Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, а в ноябре - Президент Франции Эммануэль Макрон).
В дальнейшем мы увидим, как «искусство нейтралитета» способствует социально-политическому развитию крупнейшей в мире страны, не имеющей выхода к морю. Страны, чье прошлое связано с кочевничеством в степях и которая сильно пострадала от насильственной оседлости в начале советской эпохи. Однако её будущее, очевидно, состоит в том, чтобы стать конструктивным партнером международного сообщества, опираясь на гражданское общество, которое ценит стабильность и процветание, но при этом стремится получить больше политических прав и оказывает давление на политический класс с этой целью.
Леонидиу Паулу Феррейра, корреспондент «Diário de Noticias»