На днях набрал популярность видеоролик о «ближнем наблюдении за посадкой палубного истребителя Цзянь-15 (J-15) на китайский авианосец “Ляонин”. После того, как истребитель Цзянь-15 сделал вираж на малой высоте, он плавно совершил посадку на авианосец “Ляонин”, что вызвало возглас восхищения у столпившихся неподалеку американских военных. Говорят, что это видео было снято американским солдатом китайского происхождения из Седьмого флота ВМС США. Он выбрал неожиданный ракурс съемки авианосца “Ляонин” с американского эсминца, что невозможно увидеть в официальных видеороликах, снятых Китаем, поэтому видео стало еще более уникальным, передает Деловой Казахстан.
Однако некоторые иностранные склочники тут же начали язвительно насмехаться, их комментарии в основном сводятся к одному: “На видео видно, что китайский авианосец позволил американскому эсминцу приблизиться на такую близкую позицию, и если вдруг начнется война, китайский авианосец просто превратится в живую мишень” и т.п.
Ого! А ведь, кажется, в их словах есть резон, так почему же китайские военные позволили американскому эсминцу подобраться так близко?
Не волнуйтесь, сначала рассмотрим произошедшее глазами эксперта.
Давайте еще раз посмотрим видеоролик, в кадрах, помимо авианосца “Ляонин”, также появляются китайские эскортные эсминцы, и, по крайней мере, один из них находится ближе к американскому эсминцу. То есть, фактически между китайским авианосцем и американским эсминцем существует заграждающая линия, состоящая из китайских эскортных эсминцев. Вот, возьмем пример (возможно, не совсем удачный), звезды идут по красной дорожке, фанаты отчаянно хотят сфотографироваться с ними, и хотя на фото кажется, что они совсем рядом со своим кумиром, на самом же деле между ними стоят крепкие ребята из охраны в черном...
Возможно, некоторые спросят, можно ли оттеснить подальше этот слишком близкий американский эсминец?
Это, по правде говоря, было бы трудновато...
По мнению специалистов, в мире пока не существует четкого определения того, какое расстояние должно соблюдаться между военными кораблями двух стран в мирное время. Обычно, согласно с условиями на море, пока между двумя кораблями существует достаточное пространство, позволяющее им осуществлять маневры во избежание возникновения неотложной ситуации, это и есть «безупречно». В соответствии с установившейся практикой и опытом, при нормальных обстоятельствах две стороны будут проходить на расстоянии 2 морских миль друг от друга, однако на практике, особенно при существовании военных намерений, обе стороны будут держать очень близкую дистанцию друг от друга, например, 0,5 морской мили или еще ближе. Обычно под опасным сближением подразумевается расстояние между двумя кораблями составляющее менее 2 кабельтова (около 370 м).
Видеозапись показывает, что американский эсминец идет вперед параллельно с отрядом китайского авианосца, риска их столкновения нет, а расстояние между ними достаточно большое, поэтому нельзя сказать, что “американский эсминец находится в опасном сближении с китайским авианосцем”.
Конечно, американцы не всегда так «покладисты». Поскольку у ВМС НОАК появился авианосец, ВМС США стали оказывать Китаю должное «державное отношение». В декабре 2013 года американский ракетный крейсер «Каупенс» (Cowpens) при выполнении разведывательной миссии против китайского авианосца “Ляонин” попытался прорваться в курсовую линию отряда китайского авианосца, в результате, при безрезультатном предупреждении, китайский десантный корабль-амфибия вышел ему наперерез, что называется «в лоб», после чего американскому кораблю все же пришлось остановиться.
Это происшествие показывает, что если ВМФ США стоит за пределами линии безопасности и спокойно наблюдает как зритель, восхищаясь вслух красивой посадкой истребителя Цзянь-15 на авианосец, китайской стороне тоже неловко его прогонять, однако если он задумал какую-то мелкую пакость, то тогда уже не нужно винить китайскую сторону в ответной грубости.
Хотя, согласно международной практике, китайские военные не могут отогнать наблюдающий американский эсминец, однако, поскольку это «международная практика», то здесь уместно и другое выражение - “каков привет, таков и ответ”. Те иностранные склочники, которые насмехаются над “китайским авианосцем, находящимся под наблюдением с ближнего расстояния”, разве забыли они, как их же корабли дрожали от «пристального внимания» ВМС НОАК?
Несмотря на то, что ВМС НОАК редко открыто упоминает о подобных мероприятиях, в западных СМИ можно найти немало записей об “окружении пристальным вниманием военного корабля ВМФ США”. Например, в 2018 году, во время международных военно-морских учений RIMPAC («Тихоокеанское кольцо»), проходящих под эгидой Тихоокеанского командования США, американские военные жаловались на то, что “китайские корабли радиоэлектронной разведки в исключительной экономической зоне США у гавайских берегов непрерывно мониторили и контролировали весь процесс военных учений”, “мы приняли все необходимые меры предосторожности, чтобы защитить нашу ключевую информацию”.
В том же году, в ходе трехсторонних учений с участием ВМС Индии, США и Японии “Malabar-2018”, в опубликованной США “семейной фотографии кораблей-участников” виден корабль радиоэлектронной разведки ВМС НОАК “с тремя шарами на макушке”.
В июле 2019 года, во время совместных военно-морских учений США и Австралии “Talisman Sabre-2019” у берегов Квинсленда, китайский корабль радиоэлектронной разведки также вместе со всеми “прибыл в срок”.
В июне-июле 2020 года ВМС США провели масштабные морские и воздушные учения в Южном море. По подтверждению командира авианосца "Нимиц" (CVN-68), корабль НОАК “наблюдал за авианосной ударной группой ВМС США с близкого расстояния”. Кроме того, один из береговых боевых кораблей США «Габриэль Гиффордс» (LCS-10) был также сфотографирован вместе со сторожевым кораблем НОАК 054A.
Вполне очевидно, что хотя это и крайне раздражает ВМС США, они не могут устроить провокацию против ВМС НОАК – в конце концов, эти действия китайских военных соответствуют “международной практике”. ВМС НОАК спокойно принимает обращение к себе как к державе в открытом море, а вот ВМС США и других западных стран, которые готовы «мутить воду» в Южном море, готовы ли они быть в центре пристального внимания ВМС НОАК?
russian.china.org.cn