Мы продолжаем серию статей о Китае, куда отправилась наш коллега Саида Жаркинова в рамках пресс-тура. После амбициозного, делового мегаполиса Шанхая группа журналистов побывала в городе Ляньюньган провинции Цзянсу. Он, конечно, меньше по масштабам, является одним из провинциальных городов Китая, но вот в активности и предприимчивости ему не занимать.
Логистические бренды «Пояса и Пути»
Ляньюньган на слуху у многих казахстанцев. А все потому что 10 лет назад после запуска инициативы «Один Пояс, Один Путь» именно здесь сошлись интересы двух стран и Китай и Казахстан наладили тесное и успешное сотрудничество.
Дело в том, что Ляньюньган имеет очень выгодное географическое положение. Находится на востоке Китая на побережье Желтого моря. Это огромная морская гавань, которая расположена на стыке «Экономического Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути». Входит в 30-ку крупнейших портов мира. Здесь объем перевалки составляет более 200 млн тонн и 5 млн контейнеров в год. Отсюда грузы по морю могут попадать как в Юго-Восточную Азию, так и в любую точку мира.
Нам удалось посетить китайско-казахстанский логистический терминал, который был открыт 1 июля 2014 года. Увидеть всю его мощь с высотными кранами, тысячами контейнеров и современной техникой. И рядом - море с могучими кораблями. Совместный терминал стал первым реализованным проектом «Одного Пояса, Одного Пути». Благодаря этому транспортному узлу Казахстан получил выход к морю и возможность торговать со странами Азии, поставляя минеральные ресурсы, сельхозпродукцию и другие товары. Кроме того, совместный терминал стал важной платформой в международной торговле для всех стран Центральной Азии. Идут активные поставки грузов в обеих направлениях.
«В прошлом году было отправлено более 750 поездов. Грузы в основном идут в Ташкент и Алматы. Среди них львиную долю составляют автомобили, запчасти, стройматериалы. Также идут транзитные грузы, в том числе из Кореи. А в обратном направлении из Узбекистана и Казахстана поставляются ферросплавы, ферросилиций, свинец, цинк, удобрения. В Ляньюньгане производится перевалка и грузы идут дальше в Юго-Восточную Азию. Также с 2017г. через порт отправляется и казахстанское зерно» Заместитель генерального директора ООО «Китайско-казахстанская международная логистическая компания Ляньюньган» Азильхан Беделов
Сегодня площадь китайско-казахстанского терминала составляет 22 гектара. Здесь есть зона для обработки железнодорожных контейнеров, зона таможенного оформления, 2 склада для временного хранения грузов, смотровая площадка и т.д.
От Ляньюньгана до Казахстана порядка 4200 км. Сегодня это один из самых оптимальных транзитных коридоров, отмечает Азильхан Беделов. По территории Китая груз идет 4-5 дней. На следующие сутки он уже в Алматы, а через 2-3 дня — в Ташкенте. Из-за сложностей транзита через территорию России, многие компании выбирают именно этот маршрут. Среди плюсов не только кратчайшие сроки доставки, но и безопасность и низкая себестоимость, так как в Китае на транзитные перевозки заложены скидки.
Только за 6 месяцев этого года по Евразийскому трансконтинентальному маршруту было отправлено 345 тысяч стандартных контейнеров. Увеличить объемы можно если решится проблема на казахстанско-китайской границе. К сожалению, замечает Азильхан Беделов, на границе наблюдаются заторы из-за того, что не успевают обрабатывать грузы. А это сказывается на сроках поставок. Надежду на разрешение этой непростой ситуации связывает с открытием нового третьего пункта пропуска на границе.
Кроме того, КТЖ с портом Ляньюньган активно сотрудничает в сфере логистики. Благодаря чему обе стороны успешно инвестировали в развитие СЭЗ «Хоргос- Восточные ворота» на станции Алтынколь. Было подписано соглашение о совместном развитии сухого порта на казахстанско- китайской границе. В результате казахстанской стороне принадлежит 51% доли, а китайской — 49%. СЭЗ была построена в кратчайшие сроки практически на пустынном месте. По прошествии времени она стала крупным региональным хабом, где консолидируются и распределяются грузопотоки между Азией и Европой.
Кстати, за ситуацией в сухом порту «Хоргос — Восточные ворота» можно следить в режиме реального времени прямо из логистической базы терминала в Ляньюньгане. Вся картинка и информация высвечиваются на большом экране цифрового диспетчерского центра. Здесь же дается информация о поездах, следующих из Ляньюньгана по маршруту Китай — Европа. Отсюда происходит и дистанционное управление погрузочно-разгрузочных работ, что значительно повышает их эффективность.
Еще одним совместным проектом станет создание контейнерного хаба на базе порта Актау. Решение о его реализации было принято недавно и новый проект, по мнению сторон, сможет дать дополнительные возможности развитию Транскаспийского международного транспортного коридора, обеспечивая прием и распределение грузов по разным транспортным маршрутам, в том числе Север-Юг. Все эти проекты — важная часть китайской инициативы «Один пояс, один путь», яркий пример взаимовыгодного сотрудничества и углубления интеграции.
В тоже время в порту Ляньюньган в составе китайско-казахстанского терминала действует международный логистический парк ШОС. Он занимает территорию в 70 кв. км. и тоже стал своеобразным брендом китайской инициативы. Это довольно успешный проект, в котором, по задумке организаторов, должны быть задействованы практически все страны Шанхайской организации сотрудничества, чтобы они получили выход к морю. Это им открывает новые возможности в развитии торговых связей, предоставляя больше складских помещений для перевалки и хранения грузов, ускоряя процессы таможенного оформления.
В логистическом парке также проводят много мероприятий. Под эгидой ШОС, к примеру, состоялось 3 крупных форума в 2019, 2021 и 2023 годах. Что интересно, логистическая база ШОС подчиняется местному правительству города Ляньюньган. А китайско-казахстанский терминал курирует порт Ляньюньган, который является главным инвестором проекта и стратегическим партнером Казахстана.
Китайско-казахстанский терминал, логистический парк ШОС имеют свои железнодорожные ветки, куда заезжают поезда и идет разгрузка и погрузка товаров. Нам же показали специальную ветку магистрали Китай-Европа, которая была введена в эксплуатацию буквально в августе этого года. Ее длина - 4,2 км. , имеет три жд линии. По мере развития контейнерного хаба в Актау и роста грузопотока, таких жд веток в Ляньюньган будет еще больше, заверило руководство китайского порта. Это значит, что разгрузочные мощности будут только наращиваться.
Показали нам и огромные таможенные склады, где временно хранится груз. Удивили масштабы, чистота и порядок. Здесь все на своем месте. Увидели мы, к примеру, огромные мешки, в которых тщательно упакованы пищевые добавки из кукурузы французской компании. Она наладила производство в Ляньюньгане и продает свою продукцию в Юго-Восточную Азию. Также прошлись по рядам, где выставили китайские пикапы. Как нам объяснили, это пробная партия в 100 штук отправляется в Казахстан. Здесь налажены тесные связи с контейнерным хабом Актау, который имеет огромный потенциал для развития. Кроме того здесь хотят наладить сотрудничество с китайскими производителями приборов, различных труб для нефтяной промышленности, которым интересен рынок Казахстана, и помочь им в Актау построить завод.
Царство обезьян
Ляньюньган город богатый, уютный. Здесь проживает более 4,5 млн человек. Он знаменит своим портом, транзитным и промышленным потенциалом. Недалеко от города добывают кварц и другие природные кристаллы удивительной красоты. Это место называют Дунхай. И здесь есть знаменитый музей кристаллов. В нём выставлены тысячи великолепных природных камней разной величины и цветов и уникальные произведения искусства, созданные художниками и скульпторами. Музей привлекает миллионы туристов со всего мира. Но в Ляньюньгане еще есть остров Ляньдао, который славится своими парками, пляжами, отелями, ресторанами. Есть знаменитая гора, где правил царь обезьян Сунь Укун - это персонаж из популярного романа «Путешествие на Запад». Нам посчастливилось там побывать.
Это действительно живописное место, где воображение поражают и живописные пейзажи и памятники истории…. Здесь обитают настоящие обезьяны. По дороге в гору можно увидеть немало мест их проживания и людей, кормящих их фруктами. Много и каменных изваяний самого Сунь Укуна и его «детей-обезьян». Есть десятки гротов, по некоторым данным их более 70. Говорят, что на горе побывал и сам автор романа «Путешествие на Запад» и встреча с живыми обезьянами его вдохновила на то, чтобы сделать их героями своего произведения. На горе много древних архитектурных сооружений. Сохранились старинные храмы и пагоды, построенные во времена династий Тан, Сун, Мин…
А на вершине горы Обезьян можно встретить изваяние нефритовой женщины. Она жила в небесной дворце, который также был описан в книге «Путешествие на Запад». Здесь растет много цветов, фруктовых деревьев, редкий вид золотистого бамбука и даже чай. Это уникальное место, где человек сливается с природой, погружается с головой в её чары.
На горе можно находиться часами и любоваться красотой. Она имеет крутые склоны и добраться до вершины можно только на специальных минивенах. Но некоторые местные жители идут пешком, любуясь, очаровываясь, общаясь с питомцами заповедной зоны. Так что если будете в Ляньюньгане, обязательно посетите царство Обезьян. Останутся незабываемые впечатления.
Продолжение следует
Саида Жаркинова