Китайская корпорация CRRC Corporation Limited планирует создать в Казахстане центры обслуживания локомотивов китайского производства: магистральных – в депо Семея и Актогая, маневровых – в Атырау, Жанаарке и Мангистау.
Несмотря на экономические шоки, объем мировых железнодорожных перевозок остается относительно стабильным и, согласно прогнозам, увеличится почти вдвое в ближайшие 10 лет. Учитывая это, Казахстан намерен максимально использовать свое выгодное географическое расположение и стать одним из крупнейших транспортных хабов, связывающих транзитные грузопотоки.
В частности, перспективным является развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута на фоне динамичного увеличения товарооборота между европейскими и азиатскими странами. Для этого необходимо снимать инфраструктурные ограничения, а также увеличивать парк локомотивов и морских судов.
И в этой связи Казахстан заинтересован в глубокой локализации производства локомотивов с применением передовых технологий и созданием сервисных центров обслуживания железнодорожной техники.
По данным «Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства РК, недостаточная обеспеченность локомотивной тягой и значительный износ локомотивного парка до 70%, создают дефицит провозной способности железнодорожной транспортной системы, способствуя удлинению сроков доставки грузов. Особо остро ощущается дефицит маневровой тяги. По мнению экспертов, без дополнительных инвестиций к 2032 году нехватка маневровых локомотивов достигнет 307 единиц.
Стоит отметить, что на протяжении 20 лет китайская корпорация CRRC Corporation Limited плодотворно сотрудничает Казахстаном. За эти годы Казахстан приобрел у компании около 300 пассажирских вагонов и локомотивов, а также 6 тысяч грузовых вагонов. Эта китайская продукция надежно зарекомендовала себя в Казахстане.
CRRC является крупнейшим в мире разработчиком и производителем подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта.
В рамках тесного сотрудничества китайская корпорация планирует создать в Казахстане центры обслуживания локомотивов китайского производства, как магистральных, так и маневровых. На сегодняшний день Казахстан является ключевым транспортно-логистическим хабом, через который CRRC может получить доступ на рынки Евразийского пространства и Европы.
Напомним, что национальный железнодорожный перевозчик «Қазақстан темір жолы» и CRRC в октябре 2023 года заключили рамочное соглашение о поставках из Китая в Казахстан 200 тепловозов на 1,3 млрд долларов. Этот документ предусматривает приобретение 100 магистральных и 100 маневровых локомотивов у CRRC, а также строительство в Казахстане сервисных центров обслуживания и подвижного состава. Первые четыре локомотива планировалось получить до конца этого года. Однако в июле текущего года на станции Алтынколь в Казахстане состоялась официальная церемония приема первых маневровых тепловозов, досрочно полученных в рамках соглашения о сотрудничестве с китайской корпорацией.
Маневровые тепловозы обладают улучшенными конструкционными и тяговыми параметрами. Они построены с учетом климатических условий Казахстана и способны работать при температуре от – 40 °C до +50°C . Масса составляет 135 тонн. Дизель-генераторная установка соответствует экологическим стандартам, принятым в РК. Маневровые локомотивы планируется использовать на участках Жезказган – Караганда и Мангистау – Акжайык.
Кроме того, CRRC заинтересована в инвестициях по созданию инжинирингового центра для проведения комплексных исследований, в том числе перевода транспорта на альтернативные источники энергии (водород, газ, аккумуляторные батареи). Более того, есть перспективные планы открыть завод по производству железнодорожного подвижного состава, с глубокой локализацией на территории Казахстана. Как стало известно, китайская корпорация CRRC уже ведет переговоры с национальным железнодорожным перевозчиком о строительстве на территории Казахстана вагоностроительного завода.
Сейчас на территории Казахстана локомотивы производят американская Wabtec (тепловозы) и французская Alstom (электровозы). Также тяговый подвижной состав импортируется из России: так, например, упомянутая SilkwayTransit закупает тепловозы и электровозы у российской «Синара – Транспортные Машины».
CRRC за прошедшие годы импортировала в Казахстан 189 единиц магистральных и маневровых локомотивов различных моделей. Согласно концепции транспортно-логистического потенциала в Казахстане на обновление магистральных и маневровых локомотивов до 2032 года необходимо вложить 1,6 млрд долларов.
Казахстан, как потенциальная транзитная страна, предоставляющая свою территорию для следования поездов стран ЕАЭС, ЕС и Китая, ставит перед собой цель расширения технических возможностей, в том числе и за счет взаимовыгодного сотрудничества с китайским партнером.
Наталья БУТЫРИНА, Мангистауская область