Как казахстанцы учились бороться с эпидемиями

37818

Эпидемия коронавируса - далеко не первая, с которой столкнулись жители Казахстана. Врачам приходилось проявлять героизм, борясь со страшными инфекциями, такими как чума. TengriMIX расскажет, как благодаря самоотверженности врачей удалось победить страшные болезни прошлого.

Чума имеет природное происхождение. Ее переносят животные, такие как грызуны. Если болезнь человека осложняется острой пневмонией, то чума начинает распространяться воздушно-капельным путем и стремительно развиваться, поражая все больше и больше людей. Именно легочная форма чумы была причиной эпидемий и пандемий, приведших к гибели миллионов людей.

"Чума в ХХ веке поразила на Земле более 13 миллионов человек", - писали в своей книге "Эпидемия чумы в пустынях Средней Азии и Казахстана" доктор медицинских наук Юрий Ривкус и эпидемиолог Александр Блюммер.

К слову, это сейчас ученым известно о природном происхождении этого заболевания. А в те времена, пока ученые спорили о происхождении болезни и методах ее лечения, умирали и простые люди, и врачи, приехавшие бороться с заразой.

В 1905-1906 годы на территории Западного Казахстана заболели 659 и умер 621 человек. Эти данные приводил в своих отчетах академик Даниил Заболотный, приехавший исследовать болезнь. Огромная смертность объяснялась слабой научной базой, плохим оснащением и нехваткой врачей.

"Люди с простудой и головной болью обращались к знахарям. Всевозможные болезни, не различая возраста, уносили сотни человеческих жизней. Даже все младенцы одного селения могли погибнуть только от кори", - приводит данные о ситуации в то время портал Bibliotekar.kz.

Мухамеджан Карабаев, которого называют первым казахским врачом, получил диплом в 1888 году. В 1892-1893 годах он принимал активное участие в ликвидации холерной эпидемии, которая охватила почти все области Казахстана. Только на основании официальных источников были установлены цифровые данные по заболеваемости и смертности среди населения Казахстана, достигшие огромной величины: 20 722 заболевших, из числа которых умерло 13 197 человек.


Мухамеджан Карабаев. Фото с сайта Костанайского областного историко-краеведческого музея

Он лечил людей бесплатно, без зарплаты, просвещал жителей Костанайской области, контролировал проведение дезинфекционных и карантинных мероприятий. Его рабочий день длился сутками, часто приходилось добираться к больным за сотни верст верхом на лошади.

"Врач в XIX веке - это человек, который постоянно в разъездах, где делает хирургические операции, принимает роды, борется с оспой, холерой, чесоткой. Нагрузка колоссальная, но, осматривая сельчан, которые приезжали в городскую больницу, Мухамеджан видел истощенных, ослабленных болезнями и нищетой людей, и его сердце не могло не отозваться", - пишут о нем авторы портала edu.e-history.kz.

Еще один из первых врачей-казахов Мажит Чумбалов участвовал в мероприятиях по ликвидации чумы. Специалисту было необходимо выяснить, от чего умирали люди, для этого приходилось проводить вскрытие и убеждать старейшин родов в необходимости этих действий, чтобы помочь в борьбе со страшной болезнью. Специалист соблюдал все необходимые меры защиты. При этом многие люди даже не подозревали, что могут подхватить эту страшную болезнь от умерших и заразить других.

В конце ноября 1929 года в Балхашском районе в поселке Косагач проживало 60 семей, примерно 300 человек. У первого больного развилась септическая и вторично-легочная чума, и на третий день он скончался. На его похороны собрались восемь семей, из которых заболели 28 человек. Заболевание распространилось и в соседний поселок Токузбулак. Житель Косагача пришел туда к своей знакомой. Через пять дней она умерла от чумы. Прибывшие в поселок противочумные работники изолировали 11 оставшихся в живых членов этих семей. Из-за быстрого и широкого распространения в эту вспышку болезнь поразила 29 семей на девяти зимовках. Пять-шесть семей вымерли полностью, всего погибли 119 человек.


Мажит Чумбалов. Архивное фото предоставлено Национальным научным центром особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева

По данным Национального научного центра особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева, всего на западе Казахстана было открыто шесть противочумных учреждений.

Уральская противочумная лаборатория, созданная в 1914 году, явилась первым специализированным противоэпидемическим и научно-практическим учреждением Казахстана. Это были небольшие лаборатории, их оснащение было скудным, сотрудники передвигались на ишаках, лошадях или верблюдах.

Избавление от чумы зависело не только от врачей и санитарных отрядов, но и от образованности местного населения. Это Мажит Чумбалов понимал и поэтому поставил санитарно-просветительскую деятельность на первое место и разъезжал по аулам, разъясняя степнякам, как нужно предохраняться от чумы. Он заставлял делать элементарные вещи: изолировать больных, кипятить белье.

Так как на тот период лекарство от чумы еще не было изобретено, отряды принимали такие меры, как санитарно-карантинная защита, чтобы оградить здоровых людей от уже заболевших. А последних приходилось оставлять умирать.

Люди были настолько напуганы чумой, что забивали досками двери и окна той комнаты, где умирал их больной родственник. Заразившимся чумой не давали ни пить, ни есть, считая, что уже ничего не поможет, и чтобы не заразиться самим.

"Все имущество зараженных чумой сжигалось, сами больные помещались под строжайший надзор. Всех, говоря современным языком, контактных изолировали в специальных помещениях. Пораженные чумой аулы и деревни оцепляли местные власти", - рассказывал Tengrinews.kz историк Ануар Жуманов.

Мажит Чумбалов.Архивное фото предоставлено Национальным научным центром особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева

"Схожи с резиной". Патологоанатом описала, как выглядят легкие жертв COVID-19

Зараженные верблюды

Мажит Чумбалов предположил, что распространению чумы, помимо грызунов, способствуют и верблюды. В октябре 1926 года на полуострове Бузачи в северо-восточной части Каспийского моря, в Мангыстауской области Казахстана, было зарегистрировано 11 отдельных эпидемических очагов чумы. Авторы книги "Эпидемия чумы в пустынях Средней Азии и Казахстана" Юрий Ривкус и Александр Блюммер рассказывают о случаях заражения бубонно-легочной чумой после поедания мяса верблюдов.


Архивное фото предоставлено Национальным научным центром особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева

Что важно, голодных людей не смущал странный внешний вид животных.

"Верблюда хозяин разделал и, несмотря на обнаружение опухоли в ноге и необычный вид внутренностей, зажарил его внутренности и угостил двух гостей. Через три дня после этого они заболели, двое умерли, а один в результате лечения врачом противочумного отряда, прибывшего по вызову, выздоровел. В конце ноября был зарезан другой верблюд. Через три дня сосед хозяина верблюда заболел и умер", - писал Юрий Ривкус.

В книге сообщается, что пастух и его жена также заболели, но они были вылечены прибывшими в очаг специалистами. За время этой вспышки заболели 24 человека.

Высокий риск заражения людей чумой при при резке больного верблюда связан с участием, как правило, нескольких человек и распространением большого количества мяса при продаже или передаче.

Сейчас из-за этого риска верблюдов при чуме не лечат. Животные с признаками болезни сжигаются. Вместе с этим накладываются карантинные меры, представляющие собой запрет на перемещение животных из зоны карантина, продажу шерсти, забой животных.

К сожалению, эти уроки не закрепились и спустя 20 лет. Людей больше пугала голодная смерть, чем опасность заражения. 30 июля 1945 года, спустя два месяца после страшной войны, в поселке Акбасты Аральского района Кызылординской области жители зарезали больного верблюда. С зараженным мясом животного контактировало более 30 человек. Из них умерла почти половина - 12. Оттуда чума была занесена в соседний поселок Аккудук, жертвами болезни стали 14 человек. Через несколько дней инфекция появилась в поселке Авань, где скончалось 34 человека. Но и здесь болезнь не остановилась, поразив жителей поселка Улькун-Куль и острова Митык, где заболела и умерла девочка. Родители перевезли ее труп и захоронили на острове Биюргунды, куда в то же время переселились и другие жители острова в попытке укрыться от нежданной беды. В результате и на острове Биюргунды в первой половине октября развилась вспышка чумы, жертвами которой стали пять человек. Всего Акбасты-Аваньская вспышка чумы унесла 127 жизней.

Во время Акбасты-Аваньской вспышки чумы в 1945 году вводились карантинные меры, следуя руководству по введению карантина, разработанному ученым Халелом Досмухамедовым. В 1918 году он издал книгу "Как бороться с чумой среди киргизского населения". Этот документ был одобрен в центральной противочумной комиссии Российской империи.


Халел Досмухамедов. Фото: Tengrinews.kz

"В своей работе Досмухамедов детально описывал установление карантинных мер: все имущество зараженных чумой сжигалось, сами больные помещались под строжайший надзор. Всех, говоря современным языком, контактных изолировали в специальных помещениях. Пораженные чумой аулы и деревни оцепляли местные власти", - рассказал историк Ануар Жуманов.

Больных чумой в эти годы лечили по методике советского микробиолога Николая Жукова-Вережникова. В 1945 году он предложил комплексный метод лечения с помощью сульфидина, метиленовой синьки и противочумной сыворотки, которая впоследствии давала положительные результаты в качестве метода профилактики и при лечении начальной стадии заболевания бубонной чумой. В зависимости от показаний вводился и стрептомицин, но в малых дозах, так как его было очень мало.

Несмотря на наличие лекарства, вспышки продолжали происходить и были очень смертельными.

По данным Национального научного центра особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева, с 1921 года по 2003 год в зоне Среднеазиатского пустынного очага заболело чумой 2280 людей, из них умерло 2066 человек. 40 процентов территории Казахстана - природные очаги чумы.

В южных и западных регионах Казахстана имеются территории, являющиеся природно-очаговыми по чуме. Ежегодно с целью предупреждения заболевания людей чумой данные территории обследуются девятью противочумными станциями республики. Комплекс противоэпидемических мероприятий включает обследование на наличие чумы среди грызунов и блох.

Чума, холера, пандемический грипп, птичий грипп, желтая лихорадка, тифо-паратифозные заболевания, сальмонеллез, дизентерия, вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом передачи, воздушно-капельные инфекции с 12 февраля 2010 года внесены в справочник болезней, при возникновении которых будет вводиться карантин. На первой же странице онлайн-справочника можно увидеть COVID-19. 

Сейчас Всемирная организация здравоохранения не рекомендует проводить вакцинацию населения от чумы. Исключением являются группы повышенного риска, такие как сотрудники лабораторий и работники здравоохранения. Болезнь успешно лечится антибиотиками и предотвращается стандартными мерами профилактики, такими как уничтожение зараженных грызунов и блох.

Холера XX века

Еще одной не менее страшной инфекцией XX века являлась холера. Из-за отсутствия медикаментов, нехватки специалистов и простого человеческого незнания от этой болезни умирали миллионы людей.

Даже в 1960-х годах люди допускали элементарные ошибки, которые приводили к вспышкам этой болезни. И понять, почему произошли эти вспышки, удавалось далеко не сразу.

Доктор медицинских наук Владлен Семиотрочев описывал очень странный случай переноса холеры, произошедший в поселке Казах-Дарья (Каракалпакия, 1965 год). В то время он лично принимал участие в мероприятиях по ликвидации холеры в поселке Казах-Дарья. Он прибыл в поселок 8 августа 1965 года. Специалист описывает случай лечения одного из больных холерой. Человек выглядел измученным.

"Его срочно надо было спасать, а вскрытие умершего пришлось отложить. В поликлинике никого не было, и я бросился искать в аптечке что-нибудь для лечения больного. К моему счастью, там оказались ампулы тетрациклина. Недолго думая, я сделал ему инъекцию тетрациклина", - писал доктор медицинских наук.

9 августа в поликлинику поступили еще 12 больных холерой. Для их лечения тоже использовали антибиотик тетрациклин. Приехавший утром врач поселка начал помогать Владлену Семиотрочеву, удалось найти необходимые запасы лекарства.

"Для нас это было большой удачей - тетрациклин помогал лечить больных холерой", - писал Владлен Семиотрочев.

Ученый Владимир Хавкин - человек, который спас миллионы от пандемии холеры, организовав прививки 72 тысячам пациентов в Индии и не испугавшись толпы крестьян, которые не доверяли ему и хотели забить его камнями. А в 1897 году он создал вакцину от чумы, проверил ее на себе и остановил опасную вспышку болезни.


Фото: facebook.com/whaffkine 

Как выяснилось, инфекция распространилась из хлебопекарни. Сотрудницы организации ухаживали за умирающей от холеры женщиной, которой была жена заведующего хлебопекарней. Они вытирали ее тело и после этого той же тряпкой очищали от золы свежую выпечку. И даже не задумывались о том, что инфекция может перейти на хлеб. Одними из первых заболевших холерой, по мнению Владлена Семиотрочева, были развозчики хлеба.

"Я приступил к проведению профилактического лечения населения. В помощь мне были привлечены педагоги поселка и другие сотрудники поселкового совета. Предварительно удалось установить, что поселок состоит из трех районов: скотоводческого, население которого не употребляет хлеб из хлебопекарни, а пользуется выпечкой лепешек в тандырах, центрального, население которого употребляет хлеб из магазинов, и рыболовецкого, население которого тоже предпочитает выпекать хлеб в тандырах. В первой и третьей частях поселка заболеваний холерой зарегистрировано не было. Это облегчило проведение профилактического лечения населения. 11 августа в поселок прибыли инфекционисты", - писал доктор медицинских наук.



12 августа 1970 года случай заболевания холерой был зарегистрирован в Гурьеве. Сначала холера была обнаружена у рыбака поселка Баутино. Позднее инфекция распространилась в поселок Балыкши. С этим диагнозом госпитализировано 63 человека. Умер один полуторагодовалый ребенок. В городе был установлен строгий карантин. Тогда приехали ученые из Москвы и Алма-Аты. Карантинный режим был снят через четыре месяца.

Юрий Ривкус в своей статье "Дело было так" писал, что лаборатория Гурьевской противочумной станции 13 августа выделила холерные вибрионы у шестерых работников службы рыбнадзора. У троих из них были явные признаки заболевания холерой.

"В Гурьеве развернули холерный госпиталь, провизорный госпиталь для больных диареями, подозрительными на холеру, а также изолятор, куда помещали общавшихся с больными холерой. Соответственно, усилили лабораторию Гурьевской противочумной станции. За первую неделю работы было выявлено 17 больных холерой, в основном в поселке Балыхши. Там стали проводить лечение жителей тетрациклином, однако новые случаи холеры продолжались", - писал Юрий Ривкус.

В Гурьеве, Мангышлаке и близлежащих прибрежных населенных пунктах провели карантинные и лечебно-профилактические мероприятия. Это были: запрет судам загружать балластные воды из Волги; заполнение капитанами всех видов судов декларации о состоянии здоровья экипажей на момент прибытия в порт назначения; а при появлении среди них заболевших желудочно-кишечными расстройствами любой степени тяжести изоляция их с обязательным последующим обследованием на холеру. В результате этих мероприятий дальнейшее распространение холеры было остановлено и ее очаги удалось ликвидировать в течение десяти дней. 

По оценкам исследователей, во всем мире ежегодно происходит от 1,3 до 4 миллионов случаев заболевания холерой и 21 000 - 143 000 случаев смерти от холеры.

Фото©Shutterstock

Сейчас элементарные меры гигиены, правила безопасности при готовке еды, ограничительные мероприятия и карантин не кажутся чем-то необычным и не удивляют людей. Но эти случаи показывают, насколько тяжело специалистам было бороться с невидимым врагом в прошлом и на какие жертвы пришлось идти, пока люди сами не начали следить за своим здоровьем и больше доверять врачам.


Архивное фото предоставлено Национальным научным центром особо опасных инфекций имени Масгута Айкимбаева

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -