Өте жақсы или Very nice?

55705

Недавно ответственный чиновник Министерства культуры и спорта заявил, что в туристическую отрасль Казахстана только в 2021 году будет вложен триллион тенге. 

Если это не оговорка, то триллион тенге в течение одного года – очень серьезное вливание, сопоставимое с затратами на туризм таких стран как Турция и Таиланд. Я опасаюсь оговорки, потому что существует Госпрограмма развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы, где сказано: «Общие расходы, предусмотренные из республиканского бюджета на реализацию Программы в 2019-2025 годах, составят 1 385 695,8 млн тенге (республиканский бюджет – 268 291,8 млн тенге, местный бюджет – 172 167,9 млн тенге, другие источники – 945 236,2 млн тенге)». 

Понять, в каком загоне находится наша туристическая отрасль, можно из беспристрастной статистики. В глобальном Индексе конкурентоспособности путешествий и туризма ВЭФ в 2017 году Казахстан занял 81-е место из 136 стран между Кенией и Намибией. При этом по количеству природных объектов всемирного наследия наша страна занимает 30-е место. То есть, имея шикарный потенциал, правительство совершенно его не разрабатывает. 

Что ухудшает казахстанский рейтинг в сфере туризма? Это шесть ключевых  пунктов. Низкое качество туристской инфраструктуры (отели, курорты, культурно-развлекательные объекты и т.д.) – 121-е место. Недостаточная открытость воздушного сообщения – 121-е место. Сложности визового режима – 114-е место. Низкое качество дорог – 106-е место. Неразвитая аренда автомобилей – 113-е место. Низкая эффективность странового маркетинга и брендинга – 102-е место. Последний пункт особо обидный, потому что все наши рекламные ролики для западных телеканалов меркнут перед фильмами про дебила Бората. 

Короче говоря, «Казахстан является «зарождающейся туристской дестинацией» с ограниченной инфраструктурой туризма, в которой не хватает туристских продуктов и услуг и которая практически не существует на мировом рынке туризма». Так написано в госпрограмме, и с этим не поспоришь. 

Впрочем, Бог с ним, с мировым рынком туризма. Я бы вообще пока не стал переживать по этому поводу. Дело в том, что последние годы для нас важнее внешнего туризма стал туризм внутренний. Не было бы счастья, да несчастье помогло – на фоне всех кризисов и девальваций у народа просто не стало денег для путешествий даже в заурядную Анталию. И тогда люди вспомнили про собственные курорты и красоты. За семь лет показатели внутреннего туризма выросли почти вдвое: если в январе-сентябре 2013 года было обслужено 2,7 млн человек, то в 2019 году – 5,1 миллиона! Это очень хорошие цифры, и именно на них нужно делать упор. Не на возможное Very nice, а на сегодняшнее Өте жақсы! 

Сегодня в Казахстане насчитывается не менее десяти перспективных территорий для внутреннего туризма. Это Алаколь (с потенциалом 2,5 млн туристов в год); горный кластер Алматинского региона (такой же потенциал, как у Алаколя); Щучинско-Боровская курортная зона (2 млн); Баянаул (450 тыс.); Имантау-Шалкарская курортная зона (400 тыс.); Балхаш (400 тыс.); Туркестан (с потенциалом 1,5 млн туристов в год); Мангыстау (750 тыс. туристов в год). 

Что мешает развивать в этих местах туризм? Всё то же самое: отсутствие дорог, интернета, инфраструктуры и сервиса. Например, такой уже всем надоевший момент, как отсутствие туалетов. Никто не хочет браться ни за установку этих важных мест, ни за их содержание. Самое противное, что от этого дела отбрыкивается и правительство – оно всеми способами старается переложить заботу о нужниках на бизнес, твердя, как мантру, что-то нудное про невидимую руку рынка. 

Между тем «туалетизация» всей страны возможна только при помощи государства. Так, в КНР в 2015 году было объявлено о программе «Туалетная революция», для улучшения состояния нужников в туристских достопримечательностях. На реализацию программы Китаем было выделено 21 млрд юаней (3 млрд долларов). Вот, кстати, сравните: 21 млрд юаней – это как раз 1 триллион 260 млн тенге – та же сумма, которую наш кабмин выделяет на весь туризм то ли на год, то ли на пять лет. Вот это подход, не правда ли?!

А вот в Южной Корее никаких туалетных революций не делали. Там просто перед чемпионатом мира по футболу 2002 года были внесены изменения в законодательство. Уже скоро двадцать лет все туалеты Кореи – бесплатные. «Туалет создает репутацию заведения или объекта, в котором он находится», – гласит тамошний закон, и на содержание туалетов уходит до 4% бюджета городов Кореи. 

Увлекся я туалетной тематикой, вы уж извините. На самом деле я всё это пишу лишь с одной целью. В Казахстане без участия государства туризм не поднять, не построить, не вырастить! А для этого нам нужно срочно создавать отдельное ведомство – Министерство туризма! Не комитет, не департамент, не коллегию, не отдел, а полноценное МИ-НИ-СТЕР-СТВО со всеми его подразделениями! Такое же мощное, самостоятельное и влиятельное как в Китае, Малайзии, Египте, Турции, Таиланде. У этого министерства должен быть хороший бюджет, обученные и инициативные кадры, решительный министр. Только тогда мы сможем обеспечить своим собственным гражданам и зарубежным гостям хороший отдых и хорошее настроение, заработав при этом неплохие деньги.


Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -