Куда пожаловаться буренке, не водоплавающей?

2343
Сергей Горбунов Журналист
Фото: Juancruzdf/Getty Images

Из-за ошибки дорожных проектировщиков в подземном переходе под автомагистралью Павлодар – Экибастуз уже не первый год практически всегда стоят вода и грязь, создавая неудобства людям и домашним животным. Об этом весной расссказали местные СМИ. Но до сих пор не было информации о том, что ситуация изменилась.

Жителям села Пограничник, что неподалеку от областного центра, не везет в том, что они уже четвертый год не могут попасть в список экстренно решаемых дорожных проблем государства. Дескать, их беда – это частный случай, к тому же – затратный для бюджета.

С 2014 по 2020 год в области велась реконструкция международной автотрассы Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ. Согласно проекту, под магистралью, напротив села Пограничник, смонтировали проход, по которому домашних животных сельчан перегоняли на пастбища. Задумка была хорошая: это шоссе – с довольно интенсивным движением. И стадо коров жителей села – стопроцентно создадут аварийные ситуации и другие помехи. Поэтому, так как в ближайших километрах других вариантов преодоления буренками магистрали не было, и было решено соорудить под трассой тоннель.

Дорожные строители воплотили его в жизнь, не подозревая, что исполнили брак в проекте. Как рассказывают журналистам «пограничники»: почти сразу после сдачи объекта скотопрогона он начал регулярно затапливаться – особенно после сильных дождей и талых вод. Один из представителей прессы так описал преодоление коровами водной преграды: «Они с трудом шли по грязной жиже, некоторые останавливались посреди пути. Коровы заходят в воду, а сил выйти у них уже нет».

Пытаясь навести порядок, сельчане неоднократно обращались в акимат своего района, в павлодарский филиал дорожно-эксплуатационной компании ТОО «Казахавтодор», а также в АО «КазАвтоЖол». Ответы, как отмечено в одной местной газете, которая подняла эту проблему, были даже благожелательными: «Работы ведутся», «Проблема не в обслуживании, а в проекте», «Устраним».

После очередного обращения в прошлом году дорожники даже отчитались о том, что на месте работает погрузчик, копает траншею для отвода воды. Пообещали направить экскаватор, чтобы углубить канаву. Но, как сообщили местные жители, улучшения были временными: лужа уменьшалась, но не исчезала.

То есть, вопрос об ответственности повис в воздухе. В «Казахавтодоре» сказали, что они лишь обслуживают дорогу, а проект разрабатывался и принимался другой организацией. Кто именно допустил техническую ошибку – неизвестно.

В газетном материале даже привели слова заместителя директора ПОФ АО «КазАвтоЖол» Алмата Шоиынбаева, который признал, что проект мог содержать просчеты, но капитальное устранение проблемы потребует значительных вложений. «Чтобы поднять тоннель, нужно демонтировать бетон, закрывать трассу, строить объезд. Это миллионы, и проект должен быть рентабельным. А в Казахстане есть участки, которые требуют ремонта более остро», – пояснил он.

По словам руководителя, «только один километр среднего ремонта дороги обходится бюджету примерно в 60-70 миллионов тенге. А в случае с Пограничником, где скотопрогон уходит в грунт, речь может идти о полной реконструкции участка длиной до 500 метров, включая восстановление двух полос и водоотводной системы.

Именно здесь начинается классическая арифметика: есть ли у проекта «рентабельность»? Другими словами, оправданы ли вложения с точки зрения экономики, если речь идет не о трассе в миллионный город, а о переходе для стада коров в одном селе?» 

– У нас есть и другие направления, где требуется ремонт: в Баянауле, на границе с Омском, трасса Павлодар – Семей. Приоритет дается тем участкам, которые обслуживают больший поток транспорта, – уточнил представитель «КазАвтоЖол».

Все вроде правильно и логично. В том числе и по предстоящим затратам. Но выяснить, кто создавал проект и допустил просчеты, несложно – это все задокументировано. Так может с этой фирмы взыскать средства на устранение брака и проблема упростится?

Пока же проживающим в Пограничнике посоветовали обратиться через платформу е-Оtinish или записаться на личный прием. Только тогда можно будет рассматривать вопрос более детально.

То есть, вновь победили корпоративные, ведомственные и экономические доводы, а проблемы людей, которые по логике должны быть на первом плане, отодвинуты куда-то на неопределенную перспективу.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -