Почему результаты 1072021 так волнуют Казахстан и Россию

32820

1 июля прошла встреча альянса ОПЕК+. Отсюда и цифры в заголовке статьи, если обратили внимание. А вообще речь идет об объединении, сформированном в ноябре 2016 года из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке.

Кроме членов ОПЕК сюда входят Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан. При этом ключевым производителем и неформальным лидером данной группы стран является Россия с 14% мировой нефтедобычи.

 

«Откуда дровишки?    Из лесу,  вестимо»

Как раз с «дровишками» накануне очередной встречи министров альянса ОПЕК+ вроде все более-менее понятно.

Согласно данным РБК, июнь начался с цены в $71,03; 14 июня – $73,19; потом 16 июня – $74,8; на следующий день, 17 июня – упал до $73,07; 25 июня – $76,01; 1 июля, в день, когда началось совещание в рамках ОПЕК+, цена составила $75,12.

То есть, стабильно выше $70.

Пессимистичнее в мае высказалось Минэнерго США. Оно сохранило прогноз цены нефти Brent на 2021 год на уровне $62,3 за баррель. Ведомство ожидает, что котировки во втором квартале составят $65 за баррель, а во второй половине года цена снизится до $61.

В том же месяце по поводу цен на нефть высказались эксперты Всемирного банка. Они значительно улучшили прогнозы средних цен на нефть на 2021-2022 годы, до $56 и $60 за баррель соответственно. Предыдущий прогноз на 2021 год составлял $44, на 2022 год – $50 за баррель.

«Согласно прогнозам, средняя цена нефти в 2021 году составит $56 за баррель, а в 2022 году – $60 за баррель, что близко к среднему значению цен за период с 2016 по 2019 год», — говорится в докладе.

Между тем на поверхности лежат причины роста цен на нефть. Пандемия, по большому счету, уходит. Карантин во многих развитых странах ослабевает, экономики приходят в норму, и общий позитив сказывается на нефтяных котировках. Также страны завершают работу по снижению добычи нефти в рамках договоренностей ОПЕК+. Только одна Саудовская Аравия в феврале-марте сократила объемы добычи на 1 млн баррелей.

 

Вам сколько вешать в граммах?

Как и любые нефтедобывающие страны, Россия и Казахстан довольно сильно зависят от ценовой конъюнктуры на мировых рынках.

К примеру, есть определенный уровень нефтяных цен, при которых запасы в России рентабельны. Как недавно в ходе Национального нефтегазового форума отметил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, долгосрочной ценой баланса является цена нефти в $45-50 за баррель.

По его словам, по итогам инвентаризации нефтяных запасов России был сделан вывод, что при такой цене только около половины запасов в РФ рентабельны. О пользе более высоких цен на нефть для российского бюджета говорят и эксперты. По мнению многих из них, нефть торгуется на максимальных значениях в рублевом эквиваленте за несколько лет, что является позитивом. Рублевые налоговые поступления увеличатся, а Минфин может сократить программу заимствования.

 

Кстати, у Казахстана тоже есть свой интерес

Как отметила в комментариях Tengrinews.kz эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик, в проекте казахстанского бюджета на 2021 год заложена стоимость нефти в $45 долларов за баррель.

«Для нас крайне важно сохранить жизнеспособность сделки ОПЕК+ и при необходимости поддержать ее продление до конца 2022 года», – резюмирует Пархомчик.

Влияние высоких цен на нефть на нашу страну ощущается. Спрос растет, а значит, и нефтяные экспортеры активизировались. В итоге, это способствует постепенному укреплению тенге по отношению к доллару. С начала месяца национальная валюта подорожала почти на 2%. Понятно, что такая динамика сыграет «на руку» правительству Казахстана. Есть вероятность, что поступления в бюджет увеличатся.

По сути, для казахстанской экономики сегодняшняя цена на нефть выгодна. Она позволит увеличить рост экономики до 4,5%, говорят эксперты. Хотя этот эффект носит временный характер. Такие ценники будут держаться недолго, считают аналитики. Чтобы ценник на нефть не прыгал, важны любые встречи в рамках ОПЕК+.

 

Фон имеет значение

Перед любыми встречами министров в рамках ОПЕК+ имеет большое значение фон, на котором она должна пройти.

С одной стороны, страны вне ОПЕК настроены наращивать добычу. Судите сами. Когда 1 апреля на очередной встрече министров стран ОПЕК+ договорились о наращивании объемов добычи в течение трех месяцев, министр энергетики РФ Александр Новак рассказал, что дефицит на нефтяном рынке достиг 2 млн баррелей в сутки и мировые запасы снижаются. Он прогнозировал, что в 2021 году спрос на «черное золото» вырастет на 5-5,5 млн баррелей в сутки.

Правда, оценка экспертов ниже почти в два раза. Как сообщил «Ведомостям» аналитик Совкомбанка Михаил Васильев, в июне мировое потребление нефти осталось на уровне 4,5 млн баррелей в сутки – ниже допандемического уровня, но добыча стран-лидеров до сих пор сокращена более существенно. По его словам, ОПЕК+ и США добывают ежедневно примерно на 5,6 млн баррелей меньше, чем до коронакризиса. Таким образом, на рынке образуется дефицит в 1,1 млн баррелей.

И вновь вернемся к «шкурному» интересу. 12 мая в Международном энергетическом агентстве рассказали, что страны – члены ОПЕК+ в апреле выполнили сделку по сокращению нефтедобычи на 114% от плана, в том числе государства ОПЕК – на 126%, страны вне альянса – на 90%, Россия – на 91%.

Понятное дело, у кого какой интерес. Страны – члены ОПЕК вынуждены сокращать добычу больше обговоренных сокращений по причине недоверия к странам вне ОПЕК, которые могут недовыполнить взятые на себя обязательства. Такое положение вещей ничего, кроме недоверия и взаимных подозрений, вызвать не может.

До 1 июля министры стран ОПЕК+ встречались месяц назад, 1 июня.

Как раз в этот день у министра энергетики РФ Александра Новака было хорошее настроение. По его словам, стоимость нефти в последние несколько месяцев продолжает держаться на стабильном уровне, что подтверждает сбалансированность экономического рынка. Ранее в тот же день он заявил, что на рынке нефти сохраняются риски неопределенности, их надо учитывать. Как напомнил вице-премьер, год назад наблюдалась кризисная ситуация, однако в настоящее время вырос спрос на нефть, стабилизировались цены на сырье.

 

 

1072021 ничего не дал

Россия, как главный бенефициар стран, не входящих в ОПЕК, крайне заинтересована при нынешней благоприятной ценовой конъюнктуре наращивать добычу и продавать на мировом рынке больше нефти.

Но за два дня до начала министерской встречи в рамках ОПЕК+ произошло не очень приятное событие. 29 июня, выступая перед журналистами, пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что глава государства не собирается встречаться с представителями Саудовской Аравии в преддверии встречи ОПЕК+. И все стрелки перевел на Александра Новака.

При этом подобная встреча напрашивалась. Почему? Еще раньше, 21 июня, тот самый Новак заявил, что предложения по срокам, на которые ОПЕК+ определит параметры летней сделки, отсутствуют.

«Мы посмотрим это через 10 дней, в принципе, у нас есть разные варианты – и на один месяц принять, и на несколько месяцев. Можем и на более долгосрочный период. Мы это обсудим вместе с нашими коллегами. Сейчас конкретных предложений нет, мы будем вырабатывать ближе к встрече», – рассказал российский вице-премьер в своем комментарии «РИА Новости».

Пришел и 1072021. Позиция большинства членов картеля сводилась к тому, чтобы продолжить наращивать производство плавными темпами и в период с августа по декабрь 2021 года вернуть на рынок еще 2 млн баррелей в сутки. Однако утвердить это решение не удалось.

Ни 1 июля, ни 2 июля альянс не смог прийти к консенсусу по вопросу параметров добычи нефти. Причиной стала позиция ОАЭ, которые настаивают на увеличении почти на 700 тыс. баррелей в сутки своей базы отсчета при продлении соглашения до конца 2022 года. В силу чего страны – члены ОПЕК+ решили еще раз собраться 5 июля.

Камнем преткновения стала позиция Объединенных Арабских Эмиратов. Власти этой страны планировали увеличить базовую добычу с текущих 3,168 млн баррелей в сутки до 3,8 млн баррелей в сутки. Тем самым, это противоречит политике ОПЕК+ по постепенному наращиванию добычи. Дискуссия будет продолжена.

Понять позицию ОАЭ можно. Прецедент уже имеется. В свое время в рамках ОПЕК+ делали исключения для России и Казахстана. Теперь ОАЭ считает, что такие же исключения можно предоставить и им.

Саудовская Аравия предложила продлить сделку по сокращению нефтедобычи на весь 2022 год. В свою очередь, Россия устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова сообщила, что работа по достижению консенсуса в ОПЕК+ в отношении судьбы соглашения по добыче будет вестись, пока страны альянса не достигнут консенсуса.

Однако встречу 5 июля снова отменили, видимо, так и не решив проблему с ОАЭ. Рынок отреагировал мгновенно, и стоимость барреля нефти Brent впервые с 30 октября 2018 года перешагнула отметку в $77.

Правда, даже договоренности в рамках ОПЕК+ могут не сработать, если США все же вернутся в ядерную сделку с Ираном. Пока официальный Тегеран ждет гарантий от США, что Вашингтон больше никогда не выйдет из ядерной сделки в одностороннем порядке. В случае если готовность на словах вернуться в ядерную сделку с Ираном воплотится во что-то реальное, то потенциал возможных поставок нефти из Ирана может нивелировать любые сделки в любых форматах.

 

Арман ЕЛ, фото из архива ДК и с официального сайта OPEC.ORG 

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -