Настройки
Язык
Тема
Обновление

Легенды времени…

8118
Фото: Владимира Акуленко

В юбилейный год Народного артиста Казахстана Заурбека Райбаева в КНТОБ им. Абая в минувшие выходные была представлена возобновленная постановка балета Тимура Мынбаева «Фрески». Хореография либретто Заурбека Райбаева, в сценографии Евгения Сидоркина. В основе сюжета яркие моменты из поэмы Олжаса Сулейменова «Глиняная книга». Главный дирижер – Ерболат Ахмедьяров.

фото Владимира Акуленко

Перед премьерой друзья, коллеги, ученики вспоминали о Заурбеке Райбаеве. Хорошим поводом для воспоминаний послужила презентация книги педагога – хореографа Анвары Садыковой «Сильфида казахского балета. Творческий портрет Майры Кадыровой», которая состоялась в фойе театра им. Абая.

фото Владимира Акуленко

Прима-балерина оперного театра, заслуженная артистка КазССР Майра Кадырова, исполнявшая когда-то во «Фресках» партию Шамхат, в дуэте с вождем племени Ишпака, несравненным Рамазаном Баповым, с большой теплотой вспоминает о Заурбеке Райбаеве. По ее мнению, работы выдающегося мастера отличали хорошая интуиция, понимание пластического языка, тонкий музыкальный слух, режиссерское видение, тонкий художественный вкус и большая эрудиция. Практически для каждого артиста он находил свой хореографический язык, подчеркивая тем самым индивидуальность танцовщика.

Каждый раз Заурбек Мулдагалиевич находился в поиске вместе со своими исполнителями, выявляя новые краски, новый пластический язык, предоставляя исполнителям творческую свободу. «Мы с гордостью храним и приумножаем традиции, заложенные нашими мастерами», – отметила она.

фото Владимира Акуленко

«Фрески» – знаковый балетный спектакль в истории хореографического искусства Казахстана. Премьерный показ состоялся в 1981 году, причем не в Казахстане, а в Ленинграде, который буквально взорвал культурное сообщество всего постсоветского пространства, сломал все театральные устои, сокрушил представления большинства меломанов о том, каким может быть современный балет. А звездный исполнительский состав говорил уже сам за себя: Рамазан Бапов (вождь племени Ишпака), Майра Кадырова (Шамхат, жрица храма), Александр Медведев (Кентавр), Эдуард Мальбеков (Старейшина), Дюсембек Накипова (Косог), Людмила Ли (Невеста).

В юбилейный год коллеги вспоминали, что как балетмейстер Заурбек Райбаев значительно обогатил балетный репертуар оперного театра, создав колоссальное количество спектаклей – от одноактных до крупных балетных форм, которые поставили мастера в один ряд с выдающимися балетмейстерами современности, что позволило считать его «казахским Петипа».

фото Владимира Акуленко

– Этим спектаклем Заурбек Райбаев предопределил путь развития национальной хореографии, – считает Анвара Садыкова. По ее мнению, это: слияние пластики и сценографии, скифско-звериного стиля через работы Сидоркина, его декорации, сценографию. – Этот союз красиво дополнил друг друга, образуя гармонию, в сочетании с эмоционально-насыщенной музыкой Тимура Мынбаева, где все слилось в одной постановке по произведению Олжаса Сулейменова. Плюс звездный состав исполнителей. Почему у этого балета долгая жизнь? Потому что в синтезе хорошего балетного спектакля всегда присутствует пять составляющих, а это: хорошая музыка, чувство хореографии, прекрасная сценография, костюмы и великолепное исполнение. Все в этом спектакле гармонично соединено. Этому балету уже 41 год, глядя в прошлое, все мы видим, что эта стилистика очень органично вписана в развитие национальной хореографии. Заурбек Райбаев сумел национальную пластику совместить с классическим танцем.

В данном балете зрители увидели девять оживших фресок из жизни скифов, выдержанных в манере скифского тератологического стиля, населявших территорию Казахстана в IV-VI веках. Каждая фреска имеет и свое название, и свой поэтический посыл, создающий эмоциональный настрой. В отрывке «Дикая охота» показан сложный музыкальный и хореографический фрагмент, словно опережающий время. Яркая и запоминающая сцена коней, передающая образ диких, степных скакунов, где присутствуют элементы как классического, так и народно-сценического танца. Музыка фресок переплетена с тематикой «Глиняной книги». Органичный синтез музыки, сценария, сценографии, хореографии превозносит балет «Фрескам» в один ряд с лучшими образцами мировой хореографии.

фото Владимира Акуленко

В юбилейный год 90-летия Заурбека Райбаева труппа театра с большим воодушевлением продемонстрировала творческий замысел великого мастера большой сцены, которой отдал ей 50 лет своей жизни. Имя Заурбека Райбаева широко известно многим поколениям артистов балета. Его творчество любят, знают и ценят истинные поклонники балетного искусства, причем не только в Казахстане, но и за пределами страны. Он был ярким исполнителем ведущих партий балетного репертуара театра им. Абая. Заурбек Райбаев остался в памяти, как яркая и незабываемая звезда казахстанской сцены.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -