Интеллектуальное достоинство музея

6160

В алматинском Государственном музее изобразительных искусств РК им. Кастеева прошла выставка «Древнерусское искусство». На вернисаже состоялась презентация полного иллюстрированного каталога коллекции древнерусского искусства XVII-XIX вв. из фондов музея с аннотациями на трех языках. Издание каталога осуществил ОФ «United Charity Projects Evolution».

На вопросы нашего корреспондента ответила Галина СЫРЛЫБАЕВА, составитель каталога, руководитель отдела зарубежного искусства ГМИ РК. 

– Галина Николаевна, каково значение каталога в музейной работе? 

– Однажды я смотрела телепередачу о какой-то художественной выставке, речь зашла об издании каталога. Один из присутствующих искусствоведов произнес фразу, ставшую для меня эпиграфом ко всей деятельности, связанной с каталогами: «Каталог – интеллектуальное достоинство музея». 

С точки зрения дизайна и наполнения он представляет собой отдельное художественное произведение. Выпуск каталога свидетельствует о том, что проведен определенный этап огромной научной работы. Когда музейщики работают над каталогом, точку поставить невозможно. Это коллективный процесс деятельности специалистов разных отделов музея, который может длиться бесконечно, поскольку появляются какие-то новые материалы, источники и возможности. В идеале, через некоторое количество лет каталоги должны переиздаваться.

– Икона прежде всего предмет культа, неотъемлемая часть интерьера православного храма. А когда на икону обратили внимание, как на произведение искусства?

– Это произошло только в начале ХХ века. До этого икона не была предметом музейного и частного коллекционирования. Исследователь древнерусского искусства Виктор Лазарев писал: «Широкая публика по-настоящему поняла красоту древнерусской живописи только в 1913 году, когда в Москве была устроена большая выставка древнерусского искусства. Там фигурировало множество расчищенных первоклассных икон XV-XVI веков. У посетителей выставки как бы внезапно спала с глаз пелена, долгие столетия застилавшая подлинный лик русской иконописи… Всем стало очевидным, что это искусство не было ни суровым, ни фанатичным. В нем ярко отразилось живое народное творчество».

– Сколько произведений искусства вошло в каталог?

– Каталог включает в себя всю коллекцию древнерусского искусства ГМИ РК им. А. Кастеева. Это 161 единица хранения предметов христианского православного культа. Сформировано два раздела каталога: 122 единицы хранения раздела «Иконопись» и «Металлопластика» – 39. Каждой иконе посвящен разворот. На одной странице дается цветное изображение иконы с каталожными данными, а на противоположной воспроизводятся ее фрагменты с важными сюжетными и повествовательными деталями.

– Как формировалась коллекция древнерусского искусства в ГМИ РК?

– Коллекция уникальна для нашей страны. Прежде всего, потому что иконопись и металлопластика не получили широкого распространения в Казахстане. Это самая «молодая» часть музейного фонда, начавшая формироваться лишь в 1960-е годы. Наибольшее количество икон в нашей коллекции относится к XVIII-XIX векам. 

Они созданы по иконописным канонам и адекватны своим ранним источникам. Поэтому все это мы обозначаем термином «Древнерусское искусство». К металлопластике относятся кресты, складни, иконы и оклады из металла, получившие широкое распространение в XVII-XIX вв. Все эти вещи –замечательные образцы русского декоративно-прикладного искусства. 

Самые ранние поступления предметов древнерусского искусства в музей приходятся на 1960-е годы. Тогда из ленинградского Государственного музея истории религии и атеизма в дар были переданы шесть икон, ставших первоосновой коллекции. Значительная часть собрания поступила в 1970-1972 годы из Всесоюзного художественно-производственного комбината, позднее преобразованного во Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Вучетича.

Тогда коллекция пополнилась 36 произведениями. В составе этого дара иконы XVII-XIX веков. В их числе «Минея», наиболее ранняя икона по времени создания, с редким сюжетом, содержащим изображения всех святых, почитаемых в определенный месяц. К группе дарителей в 1988 году присоединился недолго просуществовавший «Казахский фонд культуры». 

В 1992 и 1994 годах иконы поступали от отдела таможенного контроля Алма-Аты. Коллекция пополнялась и за счет приобретений у частных лиц. «Богоматерь Казанская» происходит из собрания Владимира Теляковского, последнего директора российских императорских театров. Его сын, художник Всеволод Теляковский, в 1935 году был сослан в Казахстан, где работал в нескольких театрах. Икона была с ним на протяжении всей ссылки. Уезжая после реабилитации в 1961 году в родной Ленинград, Владимир Теляковский передал семейную реликвию в музей.

В 1978 году из частного собрания были приняты на хранение два замечательных оклада XIX века. Один из них был создан для иконы Богоматери Одигитрии. Оклад относится к типу сплошных, когда металлическая пластина полностью покрывает живописное изображение на иконе, оставляя для обозрения лишь лики и руки святых. К уникальным приобретениям относится и латунный оклад XIX века, созданный для иконы «Архангел Михаил грозных сил воевода». Последнее поступление в ГМИ было в 2005 году – не очень ценный с художественной стороны нательный крестик.

«Святой евангелист Иоанн богослов» XVII-XVIII

– На обложку каталога помещена икона «Святой евангелист Иоанн богослов» XVII-XVIII века…

– Это икона с достаточно редким сюжетом. Она получила новую атрибуцию. Оказалось, что это Иоанн Богослов в молчании. Одной рукой он придерживает книгу, другой прикрывает рот – знак молчания. Из-за плеча ангел ему нашептывает текст Откровения, т.е. божественная энергия отливается в конкретных словах текста. 

– Ныне выпущенный каталог не первый в истории ГМИ? 

– Иконы всегда находились и находятся в нашей постоянной экспозиции. А первая выставка древнерусского искусства в музее состоялась в 1988 году, когда отмечался 1000-летний юбилей Крещения Руси. В 1990 году выпущен небольшой черно-белый каталог этой выставки с 39 экспонированными произведениями. Он стал первым фундаментальным этапом в изучении нашей коллекции. В подготовке нового каталога мы опирались на данные первых исследователей – Галины Хрей, Натальи Вул, Елены Вандровской.

– Есть ли в музейной коллекции иконы, созданные знаменитыми мастерами?

– Основная масса икон создана безымянными иконописцами. В XVIII и особенно в XIX веке мастера начинают подписывать созданные произведения. Подобные иконы приобретают особую ценность, хотя попытка установить биографические сведения об авторах часто становится неразрешимой задачей. В нашей коллекции четыре подписные иконы. Две имеют одного автора – Арсения, иеромонаха Боголюбова монастыря. Надписи свидетельствуют, что икона «Успение Богоматери» окончена мастером 19 февраля 1792 года, вторая, «Введение во храм», написана в апреле 1793-го.

– Как можно структурировать собрание ГМИ по сюжетам?

– Наиболее обширный в коллекции ряд образов, связанных с почитанием Богоматери. В коллекции представлены практически все иконографические типы образа, среди которых и редкие, такие как Богоматерь «Утоли моя печали», Богоматерь «Всех скорбящих радость». Не менее многочисленны изображения Иисуса Христа, который предстает в образах Спаса Вседержителя и Спаса Нерукотворного. В музейном фонде хранятся десять икон с образами Николая Чудотворца.

Самую многочисленную часть музейной коллекции металлопластики представляют восьмиконечные кресты с изображением Распятия Христова. Они создавались в старообрядческих меднолитейных мастерских. Большой удачей для музея стало приобретение нескольких складней, своеобразных домашних иконостасов, и их фрагментов.

В 1989 году коллекция пополнилась единственным в собрании четырехчастным складнем с изображением Двунадесятых праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это особо ценный экспонат, поскольку четырехчастные складни в полном комплекте – большая редкость. 

Каталог древнерусского искусства из фондов ГМИ РК им. А. Кастеева утвердит лидирующее положение нашего музея в стране. У нас единственная столь обширная коллекция в Казахстане. Каталог станет стартовой площадкой, мощным импульсом для дальнейшего углубленного изучения нашего собрания древнерусского искусства.

Вадим КРАВЦОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -