Музыка третьего порядка

5549
Фото: Рахат-Би Абдысагин и Клемент Пауэр

В Казахской государственной филармонии им. Жамбыла при аншлаге состоялся авторский концерт композитора и пианиста Рахата-Би Абдысагина «Призраки бессмертия». Шесть сочинений прозвучало в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Клемента Пауэра из Великобритании. Концерт организован при поддержке Министерства культуры и спорта РК и акимата Алматы.

Авторские концерты современной академической музыки – нечастое явление на казахстанских площадках. Накануне концерта Рахат-Би Абдысагин рассказал о программе: «Все шесть произведений прозвучат в Алматы впервые. Они написаны в направлении современной академической музыки. В направлении, являющемся в настоящее время основной магистралью развития музыкального искусства в Европе и в мире в целом.

Впервые на алматинской филармонической сцене в исполнении нашего лучшего оркестра будут представлены новейшие композиторские техники и расширенные методы игры на инструментах. Это тот инструментарий, которым оперируют современные композиторы, одно из тех явлений, феноменов, которые разительно отличают современную академической музыку, новейшую музыку от того, что было ранее. Несомненно, новая музыка является продуктом развития классической, ее эволюционным порождением. Новейшие композиторские техники – это спектральная техника, алеаторика, шумомузыка, микротоновая техника, мультифоники и многое другое… Как раз они отражают нынешнее мировоззрение композиторов и в целом общества. Надеюсь, концерт будет событием, важным шагом, импульсом к дальнейшему развитию современной музыки в Казахстане». 

За выдающиеся успехи и уникальные способности Рахата-Би Абдысагина называют «казахским Моцартом». Он автор более 150 оркестровых и камерных произведений, двух опер. С 10-летнего возраста пишет оркестровые сочинения. В 13 лет стал студентом алматинской консерватории им. Курмангазы, в 17 – магистрантом столичного Казахского национального университета искусств, прошел стажировку в Московской консерватории им. Чайковского, в 18 защитил магистерскую диссертацию, в 20-летнем возрасте окончил докторантуры в трех престижных музыкальных вузах Италии.

Исполняется кантата «I raggi di Dante»

В личности Абдысагина удивительным образом сочетаются лирик и физик. Помимо музыки его влекут точные и естественные науки – видимо, сказывается влияние отца, известного физика Толегена Кожамкулова. В 14 лет Рахат-Би Абдысагин опубликовал труд «Математика и современная музыка». Исследования на тему науки и музыки находят отражение в его статьях и публичных выступлениях с лекциями. Неудивительно, что, имея такой бэкграунд, композитор уверенно выступил и в качестве ведущего своего концерта.

В исполненных на алматинском концерте произведениях не было музыки на темы любви и иной тонкой лирики. Напротив, Рахат-Би представил фрески вселенского или как минимум национального масштаба в крупных музыкальных формах. Симфоническая поэма для фортепиано и оркестра «Qubylys»/«Явление» композитор посвятил Аль-Фараби, Жамбылу и Абаю. Симфония «Symphony Ghosts of Immortality» / «Призраки бессмертия» – «дань уважения творцам, всем тем, кто строил мироздание». Симфоническая картина для оркестра «The Sacred Universe of Particles» / «Сакральный мир частиц» написана под впечатлением посещения ЦЕРН – Европейской организации по ядерным исследованиям. 

Сам композитор относит свои сочинения к музыке 3-го рода, приводя цитату из трактата Аль-Фараби: «Музыка 1-го рода просто доставляет удовольствие, музыка 2-го рода вызывает и выражает страсти, музыка 3-го рода возбуждает наше воображение».

Самое масштабное произведение – кантата для хора, органа и симфонического оркестра «I raggi di Dante» / «Лучи Данте» прозвучала в финале концерта.

«Кантата создана к 700-летию написания «Божественной комедии» Данте Алигьери по предложению итальянской стороны. По сути и по своей драматургии кантата повторяет сюжетную канву великой комедии» Рахат-Би Абдысагин

Вместе с оркестром выступила Государственная хоровая капелла им. Байкадамова под управлением Беймбета Демеуова. На органе солировал композитор. Это первое публичное выступление Абдысагина в новом качестве. Он выразил благодарность «главному органисту РК» Габиту Несипбаеву за поддержку и двухлетние занятия.

Габит Несипбаев, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы: «Я никогда не слушал так много современной музыки в одном концерте, и мне было интересно. Мы с Рахатом-Би решили, что будет правильно, если партию органа в своем произведении сыграет автор. Это был вызов и для меня, и для Рахата-Би, который никогда не играл на органе. В процессе нашего общения мне стало действительно интересно. Рахат-Би оказался человеком очень разносторонним, очень эрудированным и образованным. С такими людьми приятно иметь дело. Общение шло на уровне коллег, один из которых чуть больше знает в одной области и пытается передать эту информацию другому. Казахстанские композиторы обращаются к органу, среди них мэтры Куат Шильдебаев и Жунус Джумабеков, но в таком ключе, используя современную композиторскую технику, это впервые. Сегодняшний концерт – это значительное событие, хороший прецедент, который, надеюсь, будет иметь характер регулярности».

Вадим КРАВЦОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -