Настройки
Язык
Тема
Обновление

СЗПТ раздора, или Из чего складывается честный ценник

7886

В последнее время со стороны покупателей в адрес продуктовых магазинов Усть-Каменогорска стали поступать жалобы по поводу выросших цен на подсолнечное масло. Однако в перечне социально значимых продовольственных товаров его характеристика…отсутствует. А между тем его стоимость зависит от многих факторов, в связи с чем между объектами торговли и потребителями возникают спорные ситуации.

Магазины «у дома» подверглись проверкам со стороны мониторинговых групп по жалобам покупателей на завышенные цены на подсолнечное масло. Но не все так просто, очень много различных нюансов, которые необходимо учитывать при проверках.

Фото – факт. Или не факт?

«Скажем, покупатель, жалуясь на высокую цену масла, показывает чек на сумму 1100 тенге, а масло должно стоить 950 тенге, но в чеке указана общая сумма. Информация некорректна. Дело в том, что не во всех магазинах установлены кассовые аппараты, расшифровывающие все наименования товаров, как в супермаркетах. И это не запрещено законом. Как определить, купил он масло за 950 или 1100 тенге? Или другой момент: присылают жалобу с фото масла на столе у себя дома, а не в магазине, видеозаписи нет. Фактом доказательства может служить видео масла на кассе в магазине с указанной ценой. Это разве законно – принимать такие жалобы и направлять уведомления о проверке?» Задает резонные вопросы председатель Ассоциации торговых предприятий Казахстана по ВКО Владимир Бердник

Как пояснили в отделе предпринимательства и сельского хозяйства города Усть-Каменогорска, проверка проводится, чтобы подтвердить либо опровергнуть доводы покупателя, подавшего жалобу. Так, с начала года в Усть-Каменогорске было проведено 1350 проверок, из них было установлено 634 нарушения, которые были устранены на месте, по 12 жалобам насчет завышенных цен доводы покупателей не подтвердились, и в целом за год ни один предприниматель оштрафован не был.

Где «собака зарыта»

Однако «собака зарыта» не в этом, а в отсутствии уточнений по категориям и видам подсолнечного масла в приказе Министерства торговли и интеграции РК об установлении предельных цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ). У предпринимателей возникает вопрос: если на прилавке в магазине, к примеру, имеется 10 различных видов масла, закупленных у разных контрагентов по различным ценам, то почему накрутка на любой из этих товаров должна быть ограничена 15% от самой низкой стоимости масла?

Спорность вопроса не отрицают и в отделе предпринимательства и сельского хозяйства. Кстати, этот вопрос был задан на сайте egov.kz в рубрике «Открытый диалог», где предприниматель спросил: если у него есть несколько видов социально значимых продовольственных товаров по разной закупочной цене, должен ли он на все ставить 15% от минимальной стоимости?

Пояснение такое: «В случае наличия СЗПТ от нескольких производителей или оптовых поставщиков устанавливается размер предельной торговой надбавки 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика на СЗПТ с наиболее низкой стоимостью, указанной в договоре поставки СЗПТ». 

Двоякое толкование

Как сообщили в Ассоциации торговых предприятий Казахстана и Палате предпринимателей ВКО, учитывая факт двоякого толкования требований об установке предельных цен на СЗПТ, направлен официальный запрос в Министерство торговли и интеграции РК конкретно по сортам и видам подсолнечного масла, в котором просят дать разъяснения для предпринимателей по следующему вопросу: если у продуктового магазина имеется несколько видов товара СЗПТ (подсолнечное масло) по разной закупочной цене, должен ли субъект бизнеса применять торговую надбавку не более 15% от минимальной стоимости на весь ассортимент?

«Кроме этого, просим рассмотреть возможность внесения изменений в НПА касательно характеристики видов масла подсолнечного (нерафинированное/рафинированное, 1 сорт/2 сорт), относящихся к социально значимым продовольственным товарам» Сказано в запросе

Вообще оказание помощи населению через торговлю социально значимых продовольственных товаров вызывает много вопросов и по другим продуктам.

Сейчас правительством рассматривается проект правил установления СЗПТ, где устанавливаются предельные цены на позиции не на всю линейку товаров, что уже более приближено к реалиям рынка.

Кроме того, государство, продолжив регулировать цены на социально значимые товары, с 1 января 2023 года продумывает вариант оказывать эту услугу в виде в адресной социальной помощи (АСП) для малоимущих граждан в рамках программы «социальный кошелек» через социальную карту.

Однако, как считают предприниматели, это не уберет для них проблему, так как они все равно должны будут держать социальную цену, укладываясь в 15%, за счет своих дополнительных вложений. По словам Владимира Бердника, для того чтобы держать цены на социально значимые продукты на уровне 15%, малый бизнес несет убытки. 

И проблему решить, и баланс интересов сохранить

«У нас сегодня дотации на социально значимые товары получают почему-то только крупные супермаркеты и киоски Стабфонда. Магазинам, рынкам их не дают. Тогда логично, чтобы социально значимыми товарами занимались только супермаркеты и киоски Стабилизационных фондов. И, кстати, контролировать цены в них гораздо проще, так как их в разы меньше, чем магазинов и рынков» Владимир Бердник

Понятно, что цены на социально значимые товары должны остаться, но регулирование этой схемы требует изменений. А вот как менять эту политику, сохраняя при этом баланс интересов, думать и решать государственным мужам.

Когда-то Аннушка из известного романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», купив подсолнечное масло, фатально пролила его на трамвайные пути, что повлекло за собой цепь неприятностей, которые уже было не изменить. Но жизнь – не роман, ошибки поддаются корректировке. Остается надеяться, что так и будет. 

По данным департамента Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК по ВКО, среди других продовольственных товаров в сентябре, по сравнению с августом, зафиксировано повышение цен на подсолнечное масло на 2,4%. Сегодня 1 литр разливного, нерафинированного подсолнечного масла местного производства стоит примерно 650-680 тенге, рафинированного – 760 тенге за литр. Цены, выросшие с начала осени, пока не растут, держатся. Предпосылок для увеличения стоимости нет. Зафиксируем этот момент.

Ольга СИЗОВА, Усть-Каменогорск

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -