Безопасность превыше всего

2771

Изобретатель из Караганды Александр Таранов выиграл грант в размере 97,1 миллиона тенге от Министерства науки и высшего образования нашей страны на выполнение научно-исследовательской работы. Речь идет о создании опытно-промышленного образца инновационного пассажирского пневмолифта для зданий и сооружений в Казахстане.

По словам Александра Таранова – кандидата технических наук Карагандинского технического университета им. Абылкаса Сагинова, Заслуженного энергетика Казахстана, сегодня рынок легких пассажирских лифтов нуждается в модернизации. В Казахстане находится в эксплуатации 5 тысяч лифтов, выработавших нормативный срок службы (по данным ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана»). Аналогичная ситуация наблюдается и на других рынках СНГ.

Отечественная разработка пассажирских пневмолифтов решает эту проблему, предоставляя самое безопасное оборудование на рынке. Существенными достоинствами пневмолифтов, по сравнению с канатными и другими видами (гидравлическими, реечными и т.п.), являются простота конструкции, надежность и безопасность в эксплуатации, неограниченная высота подъема, снижение затрат на изготовление, монтаж и эксплуатацию. Еще небольшое требуемое избыточное давление сжатого воздуха в подсосудной полости шахты создает благоприятные динамические условия работы пневмолифта. Александр Таранов

Этот проект базируется на теоретических основах машиностроения и электротехники, пневматических устройств и систем, математической статистики, методов измерения и обработки результатов экспериментов и методов специализированного программного обеспечения для проектных работ. В результате будет разработан пакет конструкторской документации и изготовлен прототип пневмоподъемника для пассажиров.

Потенциальными потребителями проекта станут жилые дома средней и высокой этажности, бизнес-центры и другие административные здания. Основной принцип работы и технические возможности были успешно разработаны исследовательской группой и испытаны на серийном грузовом пневматическом подъемнике. Александр Таранов

По словам автора проекта, развитие пневмолифтов для пассажиров позволит предложить рынку отечественное экспорто-ориентированное решение, превосходящее по характеристикам зарубежные аналоги. Также большим преимуществом этой технологии станет безопасная работа, заложенная в ее конструкции. Так, в аварийных ситуациях, таких как сбой питания, декомпрессия или отказ электродвигателя, лифт не упадет на дно шахты, а сначала остановится и начнет медленно опускаться из-за гидравлического сопротивления воздуха и «воздушной подушки» под кабиной, которая представляет собой общее количество воздуха в шахте под кабиной лифта.

Даже разгерметизация шахты не несет опасности для пассажиров, так как после прохождения этого участка кабина также плавно замедлится. При этом, чем выше шахта, тем безопаснее конструкция в целом, так как опасность представляет только самая нижняя часть шахты (меньше тормозного пути кабины), укрепив которую, решается вопрос несчастных случаев при падении лифтов. Александр Таранов

Надежность работы пневмолифта заложена в его конструкции и зависит только от износа уплотняющего эластичного элемента и надежности вентилятора. Долговечность работы плавающего эластичного элемента конструктивно определена тем, что износ уплотняющей кромки происходит равномерно по всему периметру эластичного элемента, что и определяет надежность и долговечность его работы.

Также изготовление пассажирских пневматических лифтов не требует создания нового технологического оборудования и новых производств. Возможно изготовление на существующих машиностроительных заводах. Расчеты показали, что упрощение конструкции пневмолифта привело к снижению затрат на его изготовление, монтаж, обслуживание, эксплутационные расходы, исключению затрат на строительные, монтажные и наладочные работы в 2-3 раза (в зависимости от вида лифта). Это, в свою очередь, делает пневмолифт конкурентоспособным по отношению к существующим канатным и другим видам грузовых лифтов, исключает зависимость Казахстана от зарубежных поставщиков подобного оборудования.

Таким образом, имеются все необходимые предпосылки (низкая стоимость машины и небольшие затраты на ее обслуживание, безопасность и надежность работы, исключение затрат на строительные работы, отсутствие надобности в высококвалифицированном обслуживающем персонале) для создания и применения пневмолифтов на предприятиях Казахстана, а также экспорта этих машин в зарубежье.

Николай КРАВЕЦ, Караганда

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -