Моногородам быть

8475
Фото: ИИ

На протяжении последнего десятилетия проблема казахстанских моногородов решается достаточно активно. Правительство не оставляет ее вне поля своего зрения и постоянно разрабатывает варианты решения этой весьма сложной задачи. В Казахстане существует 89 городов, 27 из них – моногорода, с населением около 1,4 млн человек и более чем 30-ю градообразующими предприятиями.

Программа развития моногородов была утверждена в 2012 году, и ее целью определялось устойчивое социально-экономическое развитие в средней и долгосрочной перспективе. В том же году запустился пилотный проект программы и было выделено 6 млрд тенге. В 2013-м трансферт из республиканского бюджета на достижение данных целей увеличился в 5 раз, а сумма соответственно – до 34 млрд.

Диверсификация против дисбалансов

Период второго этапа реализации Программы простирался на 2013-2020 годы. Вообще первоначальный бюджет программы составлял 141 млрд тенге. К 2015 году планировалось на 20% повысить объем промышленного производства.

Программа развития моногородов реализовывалась по нескольким основным направлениям. Актуальны они и сейчас.

Это: диверсификация экономики, развитие МСБ, увеличение занятости населения, развитие инженерной инфраструктуры. Еще в то время моногорода разделили на 3 категории: со средним потенциалом развития, с низким и высоким потенциалами развития. Города с низким потенциалом развития находятся в 2-х областях: в Костанайской области – это Аркалык и в Жамбылской области – Жанатас Таласского района. Моногорода с высоким потенциалом – Жанаозен, Жезказган, Аксай.  А также Хромтау Актюбинской области и Балхаш, Темиртау Карагандинской области.

В 2015 году Программа развития моногородов интегрировалась в Государственную программу развития регионов до 2020 года. Теперь в работе правительства Госпрограмма развития регионов на 2020-2025 годы, где интересы моногородов остаются в приоритете.

Проблемы, с которыми сталкивались и сталкиваются до сих пор моногорода, – это негативные социально-демографические тенденции (с 1999 года население в моногородах снизилось в два раза: с 3 до 1,5 млн человек), истощение запасов месторождений, являющееся просто вызовом для экономики ряда моногородов и влекущее за собой сокращение объемов промышленного производства, удручающее состояние инженерной и социальной инфраструктуры, наконец, высокая степень зависимости городского населения, бюджета моногородов от деятельности градообразующих предприятий. Серьезные опасения вызывают низкая степень диверсификации экономики моногородов и пока еще не до конца реализованный дифференцированный подход к развития моно-специализированных городов.

В 2021 году правительство вновь активно заговорило о проблеме моногородов, и в частности о пересмотре подходов к развитию моногородов. Тогда президент страны на республиканском совещании по развитию моногородов сказал: «Моногорода производят около 40% промышленной продукции. Там сосредоточены крупные предприятия нефтегазовой, металлургической, химической и энергетической отраслей. Однако в этих городах остается много нерешенных проблем социально-экономического и экологического характера. Исключительную важность имеет диверсификация экономики моногородов. Развитие других отраслей и создание новых рабочих мест – весьма актуальная задача».

Касым-Жомарт Токаев сделал акцент на том, что моногорода имеют различные перспективы развития: от устойчивого экономического роста до глубокой стагнации. Некоторые из них, как считает глава государства, сумели адаптироваться к рынку, диверсифицировали свою экономику – это Кентау, Экибастуз, моногорода Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей. Таковых совсем немного. Но в целом президент констатировал дисбалансы в развитии моногородов: «Считаю правильным деление моногородов на три группы на основе их потенциала». Так родился принцип разделения моногородов на группы.

Новые подходы

Раз на долю моногородов приходится около 40% промышленного производства и они вносят значительный вклад в промышленное производство страны, то, как и прежде, основными задачами в развитии их промышленности являются сохранение и увеличение объемов производства, при сохранении или снижении текущей численности населения. При этом надо отметить, что моногорода, расположенные вблизи крупных городов и вдоль крупных транспортных потоков, имеют больший потенциал развития. Например, реконструкция дороги Астана – Алматы значительно повысит потенциал города Балхаш. В 2024 году должно быть завершено строительство автодороги Жезказган – Кызылорда, и это также позитивно повлияет на сопредельные моногорода.

Президентом была озвучена еще одна приоритетная задача – геологическое изучение недр вблизи моногородов: «В первую очередь следует обратить внимание на 7 перспективных участков в пределах моногородов Риддера, Хромтау, Жезказгана, Темиртау и Балхаша. Крупные неосвоенные месторождения меди имеются вблизи Жезказгана и Сатпаева. Это даст новую жизнь многим моногородам».

В тот момент глава государства перевел вопрос развития моногородов на новый, более высокий уровень и поручил пересмотреть государственную политику в их отношении. В ответ на это Министерство нацио­нальной экономики разработало соответствующую Дорожную карту, в которой предусмотрены вопросы разработки единого перечня мер господдержки моногородов и комплексных планов социально-экономического развития, создания индустриальных зон и территорий опережающего развития.

В конце 2022 года в правительстве утвердили новые подходы по решению проблем моногородов. Тогда было озвучено, что с 2015 по 2021 год объем промышленного производства в данных населенных пунктах вырос с 6,3 до 11,2 трлн тенге, что составляет 29% от общего показателя по стране. Сформирован пул из 86 «якорных» проектов на 2,1 трлн тенге с созданием более 18 тыс. рабочих мест в моногородах, в том числе в горно-металлургической и химической промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении и т.д.

В то время предлагалось для дальнейшего развития моногородов увеличить ежегодный лимит средств, выделяемых из бюджета на проведение капитального ремонта объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, разработать мастер-планы по решению социально значимых проблем населенных пунктов, а также активизировать работу по реализации новых инвестиционных проектов. Эти предложения в правительстве были поддержаны.

Якорные проекты

На 2021 год реализовывалось 79 таких проектов на сумму 2 трлн тенге с созданием 20 тысяч рабочих мест. Почти 75% стабильно работающих «якорных» проектов было запущено до 2017 года. На конец 2022 года сформирован пул из 86 «якорных» проектов, как упоминалось выше. С целью диверсификации экономики в 5 моногородах реализуются 14 «якорных» проектов на сумму 214,3 млрд тенге, с созданием 2806 рабочих мест.

В интервью «Казинформу» Алишер Абдыкадыров, в 2021 году занимавший пост вице-министра нацэкономики, рассказал о том, что на основе ранжирования моногородов по уровню социально-экономического потенциала определяются группы и субгруппы моногородов, схожих по уровню развития и специализации.   
«Группа «точки роста» – это моногорода с потенциалом развития, для которых характерны стабильные и динамичные темпы развития промышленности, положительные тенденции демографической ситуации и выгодное геопространственное расположение. Группа «области стабилизации» – моногорода, политика мер в отношении которых будет направлена на развитие перспективных направлений, отличных от моноспециализации. Например, это геологоразведка альтернативных месторождений, развитие туризма, сельского хозяйства и другие направления», – сказал он.

Идея в том, что для каждой группы предусмотрен свой комплекс мер по нескольким направлениям: реструктуризация экономики, транспортная связанность территории, развитие социальной и инженерно-технической инфраструктуры, развитие человеческого капитала и обеспечение экологической устойчивости.

На очередной виток 

В сентябре прошлого года постановлениями Правительства РК были утверждены комплексные планы социально-экономического развития городов Жанатас, Каратау и Риддер на 2023-2027 годы. Как следует из публикации официального сайта премьер-министра, четкие цели по улучшению социально-экономического положения имеют уже 10 моногородов.

Ранее Кабинетом министров были приняты комплексные планы по городам Алтай, Аркалык, Балхаш, Житикара, Лисаковск, Серебрянск и Степногорск, в рамках которых предусмотрена реализация 608 пунктов. Среди этих пунктов – строительство и ремонт объектов здравоохранения, образования, спорта, инженерной инфраструктуры, МСБ, АПК, закуп современного оборудования. На достижение всех этих целей запланирован бюджет в 1,7 трлн тенге.

В городе Жанатасе на реализацию 75 мероприятий за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также других источников запланировано больше 3 млрд тенге. В Каратау порядка 50 млрд тенге – это внебюджетные деньги. В Аркалыке после геологического изучения месторождений кластера Маятас планируют строительство горно-обогатительного комбината стоимостью 315 млрд тенге.

В Балхаше в результате реализации комплексного плана ожидают увеличения индекса физического объема промышленного производства на 8,5%, доли обрабатывающей промышленности – не менее чем на 90% и 57 млрд тенге инвестиций в основной капитал.

На порядок вырастут количество субъектов МСБ, объемы их продукции и количество рабочих мест. А после реконструкции аэропорта прогнозируют увеличение туристического потока и роста деловой активности в 4 раза.  В Степногорске Акмолинской области нацелены на рост выпуска продукции с 71 млрд до 90 млрд тенге, а объема ВВП в сельском хозяйстве – на 10%.

Татьяна БИРЮКОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -