Двумя масштабными выставками отмечено 100-летие со дня рождения Народного художника Казахской ССР Нагим-Бека Нурмухаммедова. 100 произведений живописи и графики представлено в алматинском Государственном музее искусств РК им. Кастеева на выставке «Художник и ученый. Образы эпохи». Около 50 работ показано в столичном Национальном музее РК в экспозиции «Образ эпохи в палитре Нагим-Бека Нурмухаммедова».
Достаточно полно представлено творческое наследие одного из знаковых мастеров, заложивших основы современного изобразительного искусства Казахстана. На формирование личности Нагим-Бека большое влияние оказали потеря отца в раннем возрасте и участие в Великой Отечественной войне. В 1942 году со студенческой скамьи Алма-Атинского художественного училища он уходит на фронт. Воевал в составе Черноморского и Балтийского флотов, отмечен боевыми наградами.
Морская романтика приводит его в Высшее военно-морское училище и на офицерскую службу в послевоенном Таллинне. Но тяга к художественному творчеству побеждает. Он поступает в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Его основным педагогом становится Рудольф Френц, мастер батальной живописи, а сокурсниками были будущие знаменитости Сабур Мамбеев и Мухамедханафия Тельжанов.
Удачной дипломной работой «Выступление М.В. Фрунзе перед ополченцами в Самарканде» 1953 года Нурмухаммедов заявил о себе как мастер исторической сюжетной живописи. Картина отвечает канонам соцреализма.
Молодой художник завершил свое живописное образование в московской академической аспирантуре под руководством Александра Герасимова, крупнейшего представителя соцреализма.
На обеих выставках много портретов. Это знаменитости, передовики производства и простые люди. Среди моделей немало фронтовиков, военных, особенно дорогих для художника моряков. На его картинах они, как правило, серьезны, монументальны, плакатно убедительны.
Юмор и ирония редки в работах Нурмухаммедова. Лишь некоторые персонажи позволяют себе вольности. Таков Мухтар Ауэзов на портрете 1962 года. Сидящий писатель слегка подался вперед, отчего складки на пиджаке, застегнутом на одну пуговицу, вышли из-под контроля. Ироничен холст «К.Е.Ворошилов в гостях у учёных Казахстана» 1960 года. Московский сановник здесь отнюдь не гость. От него зависят судьбы многих из изображённых деятелей науки.
Нагим-Бек Нурмухаммедов искренне стремился быть летописцем социалистических свершений. Знавшим его людям художник запомнился человеком очень деятельным, немногословным правдолюбом с неуемной энергетикой и независимым характером.
«Самым любимым праздником для Нагим-Бека Нурмухаммедова было 9 мая. С особым энтузиазмом он принимал участие в выставках художников – ветеранов Великой Отечественной войны и посвященных Победе» Вспоминает галерист Ермек Жангельдин
Нурмухаммедов с молодых лет был востребованным художником, участником многочисленных выставок в СССР и зарубежных странах. Имел незаурядные организаторские способности, избирался в различные комиссии Союзов художников СССР и Казахской ССР. Как искусствовед, был автором книг статей и о древнем и о современном искусстве Казахстана. Часто ездил по стране. Так, результатом продолжительной поездки в Темиртау стала известная живописная серия «На Казахстанской Магнитке»
«Он выездной художник, что тогда было уникально в связи с закрытостью СССР. Он не мог быть просто туристом – делал зарисовки, наброски. Все это привозил домой и писал картины. Много работ посвящено Японии. Страна увлекла его техническим прогрессом и в то же время приверженностью к традициям. Ему очень понравились Бразилия, Индия. Один из редких автопортретов называется «Под небом Индии» Мара Нурмухаммедова, дочь художника
Выставка в Алматы преимущественно сформирована из фондов ГМИ РК им. Кастеева. А основой экспозиции в Национальном музее РК стали работы из Павлодарского областного художественного музея, который носит имя Нагим-Бека Нурмухаммедова. В рамках мероприятий, посвященных 100-летию художника, состоялось открытие мемориальной доски на доме в Алматы, где жил Нагим-Бек Джелал-Эд-Динович.
Вадим КРАВЦОВ