Национальный банк Казахстана выступает с инициативой по передаче функций регулирования финансового рынка и защиты прав потребителей в отдельный государственный орган. В соответствии с международной практикой доминирующей моделью регулирования финансовой системы является модель регулирования вне системы центрального банка. Об этом рассказал председатель НБ РК Ерболат Досаев, выступая в минувший понедельник на пленарном заседании Сената Парламента РК.
Он отметил, что мировой финансовый кризис в 2007-2009 годах показал неэффективность отдельных инструментов Национального банка и Агентства финансового надзора для оперативной поддержки финансовых организаций.
«Учитывая последствия мирового финансового кризиса, в 2011 году было принято решение о присоединении Агентства финансового надзора к Национальному банку», – цитируется в сообщении НБ РК Ерболат Досаев.
Он напомнил, что в прошлом году при поддержке депутатов Парламента был принят большой блок законодательных поправок, связанный с переходом на риск-ориентированный надзор, в рамках которого существенно расширился надзорный мандат регулятора. Новые полномочия регулятора позволят не допустить повторного накопления системных рисков и действовать превентивно, применяя надзорные меры соразмерно возникающим рискам.
«Национальный банк намерен сконцентрироваться на своей основной цели – обеспечении стабильности цен с акцентом на поддержании низкой инфляции, а также устойчивого развития страны и роста уровня жизни населения. Функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей предлагается передать в отдельный государственный орган, непосредственно подотчетный президенту Республики Казахстан», – проинформировал Е. Досаев.
В целях реализации этой инициативы Национальным банком разработан законопроект поправок по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения. Законопроект содержит два крупных направления. Первое. Создание независимого органа регулирования и развития финансового сектора. Функции регулирования и развития финансового рынка, защиты прав потребителей предлагается передать в Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков.
Деятельность Национального банка и Агентства, по словам главы НБ РК, будет тесно скоординирована, в том числе, путем взаимного представительства в органах управления и взаимодействия в рамках деятельности Совета по финансовой стабильности – консультативно-совещательного органа при главе государства.
По аналогии с Национальным банком Агентство будет непосредственно подотчетным президенту РК, с финансированием за счет республиканского бюджета. Будет создана единая база статистической и регуляторной информации с обеспечением равного доступа для Национального банка и Агентства. Это позволит исключить дублирование и не создаст дополнительной нагрузки на финансовый сектор.
Планируется, что создание Агентства будет осуществлено в ходе реорганизации НБ РК, также будут перераспределены функции, полномочия и штатные единицы. Общее количество работников, предполагаемых к переводу из Национального банка в Агентство, ориентировочно составит 500 человек.
Вторым направлением законопроекта является устранение регуляторного арбитража и системных проблем на рынке потребительского кредитования. В целях предотвращения неконтролируемого роста долговой нагрузки населения, требуется ввести соответствующие инструменты регулирования и надзора в отношении всех субъектов кредитования.
«В настоящее время количество нерегулируемых субъектов достигает почти 2 тысяч, и, хотя доля данного сегмента сравнительно небольшая, скорость получения кредитов, отсутствие регулирования и чрезмерно высокие ставки вознаграждения свыше 700% создают условия для неконтролируемого роста долгового бремени граждан», – рассказал Е. Досаев.
По словам главы НБ РК, наиболее активный прирост потребительских кредитов наблюдается в нерегулируемом секторе – онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды. Одновременно допускаются нарушения прав и интересов заемщиков со стороны нерегулируемых субъектов. Для решения этих проблем предлагается расширить периметр регулирования надзорного органа, включив в него всех субъектов кредитования. «Регулирование субъектов микрофинансовой деятельности будет сфокусировано на защите прав заемщиков и исключения их перекредитованности», – подчеркнул он.
«Принимая во внимание высокую значимость и актуальность ожидаемых последствий от принятия законопроекта, Национальный банк готов совместно с правительством оперативно приступить к реализации норм законопроекта в случае его принятия», – заключил Е. Досаев.