В приграничном с Узбекистаном селе Тажен Бейнеуского района Мангистауской области состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию после реконструкции международной транспортной автомагистрали Бейнеу – Акжигит – граница Узбекистана с участием премьер-министра Казахстана Аскара Мамина и премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова.
Участок дороги протяженностью 85 километров входит в состав международного транзитно-транспортного коридора Ташкент – Самарканд – Бухара – Нукус – Бейнеу – Атырау – Астрахань с выходом в Прикаспийский регион и страны Европейского союза. Аскар Мамин отметил символичность запуска этого инфраструктурного объекта в рамках Года Казахстана в Узбекистане.
«Казахстан и Узбекистан – стратегические партнеры. Мы делаем все необходимое для сближения наших стран. Хочу подчеркнуть, что за последние годы взаимоотношения наших стран вышли на качественно новый уровень и приобрели устойчивую динамику. Подтверждением этому является ежегодный рост взаимной торговли. В прошлом году товарооборот составил 3 млрд долларов, а с начала этого года показатель вырос на 25%. Уверен, что развитая транспортная инфраструктура приграничных регионов позволит нарастить объемы торговли и обеспечить дальнейшее развитие транзитного потенциала. Открытие дороги имеет стратегическое значение в развитии сотрудничества между нашими странами. Данная дорога позволит обеспечить более короткий выход узбекских товаров на рынки России и стран Кавказа через казахстанские морские порты и автодороги», – сообщил Аскар Мамин.
Премьер-министр Казахстана также отметил значимость автомобильной дороги Бейнеу – Акжигит как важного инфраструктурного объекта, имеющего региональное значение. «Этот важный проект будет способствовать формированию транзитного автомобильного потока из стран Центральной Азии через морские порты Актау и Курык в направлении стран Кавказа, Турции и Европы», – подчеркнул А. Мамин.
Стоит отметить, что по итогам 2018 года внешнеторговый оборот Мангистауской области с Республикой Узбекистан составил более 16 млн долларов. Для увеличения этого показателя сегодня есть все возможности.
К примеру, в прошлом году в рамках двухсторонних встреч представителей госорганов и бизнесменов Мангистауской и Хорезмской областей двух стран было подписано соглашение о взаимодействии между палатой предпринимателей Мангистауской области и торгово-промышленной палатой Узбекистана. Стороны договорились развивать долговременные и всесторонние торгово-экономические и научно-технические отношения.
Еще один меморандум подписан между «СЭЗ «Морпорт Актау» и «СЭЗ «Хазарасп». Это позволит потенциальным инвесторам и действующим предпринимателям обеих областей наладить взаимодействие по импорту и экспорту товаров.
К слову сказать, в планах на границе с Узбекистаном открыть торговую зону для предпринимателей, так как Бейнеуский район – единственный, граничащий с Узбекистаном, что открывает широкие возможности для организации беспошлинной торговли между двумя регионами.
Премьер-министр Казахстана отметил большие перспективы в области транспорта и транзита, инвестиционного сотрудничества, сельского хозяйства, энергетики, в оборонно-промышленной сфере, сферах цифровизации, туризма, культурно-гуманитарных связей.
«Данный участок автомобильной дороги входит в состав международного транзитно-транспортного коридора с выходом в Прикаспийский регион и страны Европейского союза. Дорога будет способствовать увеличению автомобильного транзита через порт Курык и обеспечит новое сообщение Транскаспийского коридора с другими странами Центральной Азией», – сообщил Серик Ахметов.
После реконструкции пропускная способность автодороги, по оценкам специалистов, будет увеличена почти в семь раз и составит около семи тысяч автомобилей в сутки и обеспечит новое сообщение Транскаспийского коридора с Узбекистаном и другими странами Центральной Азии. Стоимость проекта 19,8 млрд тенге. Средства были выделены из республиканского бюджета.
Строительные работы начались в 2017 году, в которых был задействован 381 человек и 155 единиц техники.
Наталья БУТЫРИНА, Актау