Ценовой сговор? Нормально! Живём дальше

20284

Недавно Агентство по защите и развитию конкуренции в рамках мониторинга цен на рынке реализации нефтепродуктов выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства – ценового сговора – у ряда розничных реализаторов дизельного топлива.

СР

В адрес розничных реализаторов дизельного топлива, действующих в Жамбылской и Кызылординской областях, а также в Шымкенте, Нур-Султане и Алматы, территориальными подразделениями агентства (АЗРК) вынесено 17 уведомлений об устранении – путем снижения цены – признаков антиконкурентных согласованных действий.

Согласно действующему законодательству, срок исполнения уведомления составляет 30 календарных дней со дня его получения. Неисполнение уведомления является основанием для проведения антимонопольного расследования. Ранее, 30 апреля, в действиях 14 АЗС в четырех регионах Казахстана (Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях) были усмотрены признаки ценового сговора при реализации бензина АИ-92. Все уведомления тогда были исполнены, а розничные реализаторы снизили цены на бензин АИ-92.

 

Игра, в которой все знают свою роль

Достаточно пристально посмотреть вокруг, выяснится, что ценовым сговором кто только не промышляет. К примеру, как сообщили 12 июля казахстанские СМИ, АЗРК обнаружило ценовой сговор на рынке стройматериалов.

«Что касается цен на отечественные строительные материалы, рост за январь-май текущего года составил 19%. Рост цен наблюдается как на импортные материалы, так и на отечественные, в связи с чем не исключаются и спекулятивные действия со стороны производителей стройматериалов. Так агентством усмотрены признаки нарушения законодательства в области защиты конкуренции. В большинстве случаев это ценовые сговоры в части установления и поддержания цен», – заявил тогда заместитель председателя агентства Болат Самбетов.

В тот же самый день признаки ценового сговора выявлены на рынке производства и реализации цемента в Шымкенте. Причем само по себе явление появилось не сегодня, а вчера. При этом «вчера» нужно трактовать максимально широко.

Так, в мае текущего года выявили ценовой сговор на рынке реализации сахара в Алматинской области, и в действиях розничных реализаторов бензина. Все силы и ресурсы АЗРК брошены на разоблачение такого рода, по их разумению, недобросовестных действий со стороны бизнеса. Механизм достаточно простой. Это как игра в «кошки-мышки»: одни убегают, чтобы не стать жертвой кошки, последняя находится в постоянной готовности поймать мышку. И что самое странное: кошка точно знает, где мышка, последняя точно знает, что ее поймают. Но игра тянется, согласитесь, до бесконечности…

 

Голая цифирь

В интервью центру деловой информации Kapital.kz первый заместитель председателя АЗРК Рустам Ахметов озвучил весьма примечательную статистику.

В 2017 проведено 18 расследований и выдано 17 предписаний; в 2018 году – 16 расследований и 14 уведомлений; в 2019 году на рынках агропромышленного комплекса проведено 8 расследований и направлено 196 уведомлений; в 2020 году их количество выросло до 14 и 302 соответственно. Если не брать во внимание относительное затишье 2018 года, то в остальное время агентство работало «в поте лица».

Кстати, по деньгам все тоже в полном порядке. Как отметил Ахметов, в 2019 году за нарушения конкуренции на рынке социально значимых продуктовых товаров на предпринимателей наложены штрафы с конфискацией монопольного дохода в размере 11,5 млн тенге, в 2020 году – 11,4 млн тенге. В текущем году уже выставлены штрафы в общей сумме 255 тыс. тенге.

По словам первого заместителя председателя АЗРК, с начала 2021 года инициированы расследования по 6 случаям нарушений. «Наибольший рост цен с начала текущего года наблюдался на куриное яйцо, масло подсолнечное, сахар и гречку. При этом из 39 уведомлений 36 направлено производителям и оптовым поставщикам данных продуктов питания. Им предоставлено 30 дней на добровольное снижение цен. Замечу, что 14 субъектов уже исполнили наши предписания. В противном случае агентство запускает расследование», – рассказал Ахметов.

Вся эта история очень напоминает блюдо, в которое забыли добавить соль. Автор блюда, АЗРК, никогда не признается в содеянном и как можно громче нахваливает приготовленное. Потребители, бизнес, делают вид, что блюдо посолено и никаких претензий не выставляют. Думаю, эту бросающуюся в глаза деталь и без меня все заметили. Госорган на регулярной основе ценовые сговоры выявляет, вместе с тем никто из «мышек», которых он поймал в процессе охоты, его решения в суде не оспаривает. Почему?

 

Теория не практика

Сразу оговорюсь, что в теоретической плоскости Казахстан «впереди планеты всей». Принимая во внимание устойчивые демократические институты в развитых странах, вынужден существенно сузить определение «впереди планеты всей» до постсоветского пространства. С 1 июля вступил в силу новый Административный процедурно-процессуальный кодекс. Ключевым нововведением является изменение роли государственных органов в судебных разбирательствах.

Другими словами, в казахстанских судах начала действовать презумпция виновности госоргана – теперь при рассмотрении исков к чиновникам судьи будут исходить из их виновности.

Как пояснил пресс-секретарь президента РК Берик Уали, теперь не заявитель, а административный орган должен будет доказывать суду обоснованность своего решения. «Отписки и волокита станут предметом ответственности не только административных органов, но и лиц, принявших решение. Этот документ станет важным инструментом реализации концепции «Слышащего государства», –написал Берик Уали на своей странице в Facebook.

Если попробовать посмотреть на все происходящее с практической стороны, то нужно ждать вал исков от бизнеса, например, на Агентство по защите и развитию конкуренции. Настал момент, когда бизнес должен сесть на лавочку, взять в руки ромашку и отрывать листочки: «любит – не любит». В нашем конкретном случае «подавать – не подавать». Есть все основания полагать, что даже несмотря на новые нормы Административного процедурно-процессуального кодекса, готовить иски и оспаривать свое решение в суде бизнес не побежит.

И здесь не могут не срабатывать особенности геолокации субъектов. Госорган, одним из которых является АЗРК, представляет государство и всегда находится вне поля, где бегают «мышки». Он заходит в эту зону лишь для того, чтобы утолить свою жажду поохотиться. Бизнес, куда входит массив субъектов, которым выписывают предписания, всегда находится в другой зоне. Кстати, зоне, которая априори находится ниже в существующей ныне иерархии.

Этим обстоятельством можно объяснить феномен, почему бизнес получает от АЗРК предписания и безропотно их исполняет. В большинстве случаев. При этом есть другой бизнес, для которого все эти предписания просто бумажки. Все обусловлено тем, кто конкретно тот или иной бизнес прикрывает. Однако и он в суды не ходок, и решает свои проблемы с АЗРК «в тени деревьев и под журчание ручья».

 

Видим то, что видится

Обратите внимание на одну примечательную деталь. Когда человек заходит в супермаркет, то первый взгляд его обращен на товары, которые обозначены крупными ценниками и непременным словом «акция». Это, по сути своей, маркетинговый ход. Есть целый отдел и ряд людей, которые все это придумывают. Крупные ценники и акционные товары встречают нас сразу после того, как мы делаем первые шаги в супермаркете.

И по мере продвижения вперед потребитель видит крупные ценники, товар под которым реально дешевле, чем на рынке. Это тоже, по сути своей, маркетинговый ход. Но более изощренный потребитель может заметить другую особенность супермаркета. А именно мелкие ценники, которые украшают большую часть товара, реализуемого по ценам выше, чем на рынках.

Если в дальнейшем следовать данной аналогии, то Агентство по защите и развитию конкуренции и есть тот самый изощренный потребитель, который все свое внимание акцентирует на мелких ценниках. Крупные они пропускают, так как их прямая функция профессионально заниматься мелкими ценниками, в которых скрыта суть. Между тем суть лежит на поверхности. Именно по этой причине многие из нас ее не видят.

 

Печальная суть

В своем интервью первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов невольно эту самую суть озвучил.

«Ежегодно, как правило, осенью и весной, мы вынуждены реагировать на случаи подорожания продуктов питания для сдерживания роста цен. Эта практика свойственна всем антимонопольным службам стран СНГ, но не приветствуется членами Организации экономического сотрудничества и развития, которые рекомендуют заниматься развитием товарных рынков, снятием барьеров входа на них, а не ценовым контролем их участников», – рассказал он.

Еще раз для тех, кто сразу не догадался – «заниматься развитием товарных рынков, снятием барьеров входа на них». В этот самый момент многие могут мне возразить. Причем возражение, как им представляется, весьма серьезное. Мол, агентство специально создано для разглядывания мелких ценников и выявления ценовых сговоров.

Не соглашусь. Само название госоргана свидетельствует о том, что «заниматься развитием товарных рынков, снятием барьеров входа на них» им сам Бог велел.

Предписания, угроза расследований и штрафы ведут к прямо противоположному результату. АЗРК кошмарит бизнес и пытается сделать так, чтобы он стал ручным и безмолвным.

 

Далее следуют три «пока» 

Пока часть бизнеса тупо исполняет предписания и ни о чем другом не думает, а другая, включив «агашкин» ресурс, решает свои проблемы без огласки в суде. Пока новые нормы Административного процедурно-процессуального кодекса существуют только в теории, не приобретая практические очертания. Пока потребители из года в год наблюдают на АЗС одни и те же названия, которые практически никогда не меняются. 

Все эти «пока» в совокупности дают один результат: игра в кошки-мышки будет продолжаться до бесконечности и ничего внутри Казахстана при этом не поменяется.

Что, согласитесь, печально…

 

Арман ЕЛ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -