Нур-Султан

+4

Алматы

+14

SSE 3518.42

FTSE 100 7221.86

Dow Jones 35490.70

KASE 3 763,84

Brent 83.89

WTI 82.03

Золото 24 432.57

PTC 1 879.46

USD 426.01

RUB 6.05

EUR 493.75

CNY 66.62

У истоков казахстанского кино…

17 сентября, 07:3016678

Ежегодно 12 сентября отмечается День казахстанского кино, а в третье воскресенье сентября – День города. Накануне 30-летия Независимости эти два значимых события словно приглашают совершить экскурс в далекое прошлое, вспомнить о видных деятелях, трудившихся у истоков зарождения казахского кинематографа в нашем любимом городе.

фото: Hola News

Считается, что фильм «Амангельды» положил начало казахстанскому кинематографу еще в 1938 году, сценаристами которого стали М. Майлин и Г. Мусрепов, а в главной роли – известная танцовщица Шара Жиенкулова. Шакену Айманову, чье имя присвоено киностудии,  досталась тогда роль в эпизоде. Картина имела ошеломляющий успех по всему Советскому Союзу. Как говорили очевидцы, восторженные зрители выходили из кинозала с приподнятым настроением и вновь становились в очередь за билетами на следующий сеанс. Но есть сведения, что фильму «Амангельды» предшествовали документальные киноленты, относящиеся к 1925 году.  В 1921 году станица Верного получила статус города и переименована была в Алма-Ату, а в 1927 году переняла от Кзыл-Орды столичный статус. Старожилы шутили: «Была станица, стала столица»! Сложно предположить, почему в начале войны было принято решение эвакуировать две крупные киностудии страны в столицу Советского Казахстана. И 80 лет назад, 12 сентября 1941года, была открыта казахстанская киностудия, которая сразу же объединилась с киностудиями Мосфильм и Ленфильм. В ноябре 1941 года в Алма-Ату были эвакуированы крупные киноведческие учебные учреждения: ВГИК и Союзная сценарная студия. Вместе с Алматинской студией художественных фильмов все они образовали Центральную объединенную киностудию Союза – знаменитый ЦОКС. Эта значимая киноиндустрия, с павильонами и кинозалом, разместилась в новом здании Дома культуры. Ныне там расположена Казахская национальная филармония им. Жамбыла. Проработал ЦОКС вплоть до 1944 года. Руководил страной в те годы Жумабай Шаяхметов, даже Сталин называл руководителя Казахстана – «Орел Востока». А Алма-Ату в годы войны прозвали всесоюзным тылом. Город стал кинематографической столицей СССР, в народе его называли Советским Голливудом, и в этом немалая заслуга самих эвакуированных. Согласно данным киноэнциклопедии Казахстана, в начале 1941 года в город прибыло около 3 тысяч кинематографистов, в их числе известнейшие актеры, кинорежиссеры, операторы, сценаристы и художники кино. Наряду с кино-элитой в Алма-Ате трудились писатели из России, Украины, Белоруссии. Создавалась настоящая поэтически-писательская среда, боевая армия пера. Свои знаковые произведения создавал здесь Алексей Толстой, работая над трилогией «Иван Грозный», прозаик-поэт Константин Симонов, в числе его знаменитых произведений:  «Жди меня, и я вернусь», которое сразу же стало больше, чем стихотворением для каждого солдата и для каждой семьи, ждавшей возвращения своего солдата Победы. Приезжал в период эвакуации военный корреспондент Сергей Михалков к жене, детской писательнице Наталье Кончаловской, и их сыну, будущему режиссеру и актеру Андрею Кончаловскому. Самуил Маршак написал здесь свою книжку-поговорку-скороговорку «Рассеянный в Алма-Ата», впервые опубликованную в детском журнале «Веселые картинки».  Поэт Владимир Луговской написал поэму «Город снов».

В алматинских госпиталях, куда эшелонами поступали раненые, для поднятия их боевого духа давали концерты всеми любимые и знаменитые актеры Любовь Орлова и Леонид Леонов. С 1941 года Алма-Ата была переполнена легендарными кинематографистами. А дом, расположенный в те годы на Кирова и Пролетарской (Богенбай батыра и Зенкова), получил название – «лауреатник». Там поселились Всеволод Пудовкин, братья Васильевы, Николай Черкасов, Борис Бабочкин, Любовь Орлова, Сергей Эйзенштейн, большинство из них были лауреатами Сталинской премии, отсюда и название, которое закрепилось за зданием и поныне. Гранитные мемориальные доски, размещенные на фасаде, напоминают об истории этого здания. Но официально «лауреатник» назывался Домом искусств. 

В Алматы создавались боевые киносборники. Помимо больших полнометражных фильмов снимались короткометражные киноленты, такие как «Сын бойца», в которой принял участие известный писатель Габит Мусрепов, а главная роль в картине досталась Капану Бадырову. В 1943 году новелла попала на экраны США и имела исключительный успех. В Алма-Ату были эвакуированы артисты балета, известные композиторы, музыканты и видные деятели культуры. Здесь же трудились многочисленные ученые с мировым именем. Эвакуировано было более 100 стратегически важных промышленных объектов, а вместе с ними и более 50 тыс. человек квалифицированных кадров. После войны кое-кто из них уедет домой, а кто-то останется, продолжая жить и трудиться в нашем городе.

Содержательные кадры кинохроники военного времени показывают, как в тылу днем и ночью трудились подростки, старики, женщины. Здесь базировались заводы по выпуску боевых снарядов, все жили согласно девизу: «Всё для фронта, всё для победы!». С учетом данных по переписи 1939 года, население Казахской ССР составляло 6,5 миллиона человек, в разных подразделениях действующей армии сражалось 1 млн 350 тыс. казахстанцев, 650 тысяч из которых погибли на полях боевых сражений смертью храбрых, не пропуская врага к Отчизне. Броня кораблей и танков содержала казахстанский марганец, месторождение которого было обнаружено нашим ученым-геологом Канышем Сатпаевым. В газете «Правда» за 6 февраля 1943 года отмечалось: «Казахстан могуче подпирал фронт всеми богатствами своей земли, всеми сокровищами своих гор».

Наряду с московско-питерской интеллигенцией, немало прибывало в Казахстан и политзаключенных, сыгравших определенную роль в истории нашего города. В их числе был всеми любимый «Хранитель древностей» Алма-Аты Юрий Домбровский, чья жизнь была похожа на удивительный детектив. Он был широко образован: археолог, искусствовед, публицист, переводчик. Судьба его была неразрывно связана с Казахстаном, так как Домбровский трижды был ссыльным в наш город. В нем вечно кипела борьба с системой, а точнее сказать, человечности с бесчеловечностью. По иронии судьбы, дом, где проживал Юрий Осипович, находился неподалеку от НКВД, но это не помешало ему создавать литературные шедевры, к которым зачастую обращаются местные краеведы. «Впервые я увидел этот необычный город, столь не похожий ни на один из городов в мире, в 1933 году. И помню, как он меня тогда удивил», – пишет автор в «Хранителе древностей». Героиню романа зовут Клара Файзуллаевна. Роман посвящен памяти ее отца Файзуллы Турумова, погибшего 22 июня 1941 года при обороне Брестской крепости. Это отец супруги Домбровского, с которой писатель познакомился в Алма-Ате. Ей на ту пору было 20 лет, а ему – 51. Встреча юной студентки филфака с писателем состоялась в 1960-м году, а город ссылки стал для него вторым домом. Нужно отметить, что Юрий Домбровский в совершенстве владел казахским языком, переводил на русский язык произведения многих известных казахских писателей, посвятил цикл статей художнику Абылхану Кастееву, архитектору Андрею Зенкову, кинорежиссеру Шакену Айманову и другим известным личностям того времени. А неординарный образ звездного художника Сергея Калмыкова вошел в цикл его очерков «Счастливые люди». 

Театральный режиссер, основатель русского ТЮЗа Наталья Сац была осуждена по статье «член семьи изменника родины», но после освобождения из лагеря в 1942 году оказалась в Алма-Ате. Об этом она описала в книге «Новелла моей жизни». Ну и политолог, публицист Дора Штурманн, автор нашумевшей книги «Наш новый мир», позже переизданной в соавторстве с Сергеем Тиктиным под названием «Экономика катастроф», повествующая о чрезвычайных катастрофах во второй половине 80-х, о чем власти всячески скрывали от людей, тоже жила в нашем городе. Галина Серебрякова, автор романов о Марксе и Энгельсе, побывав в эвакуации в нашем городе, с теплотой напишет о ссылке в Казахстан, об Алма-Ате и ее жителях в своей повести «Смерч». И сколько еще известных имен, настоящий звездный Голливуд. 

Пребывание в ссылке или в эвакуации многонациональных мастеров литературы и искусства дало толчок дальнейшему развитию культуры Казахстана. На сцене еще нового оперного театра блистала именитая прима-балерина Галина Уланова. В 1942 и 1943 годах она исполняла главную партию Марии по мотивам одноименной поэмы А. Пушкина в балете «Бахчисарайский фонтан», композитора Бориса Асафьева. Вместе с Александром Селезневым, главным основателем алматинской балетной школы, которой позже присвоят его имя, организовывались творческие выступления в военных госпиталях. По четвергам в Доме писателей проводились творческие встречи, на которых известные писатели Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов знакомили гостей с историей и культурой казахского народа. А в ЦОКСЕ тем временем кипела творческая работа, одна за другой снимались картины: «Песни Абая», «Парень из нашего города», «Котовский», «Машенька», «Свинарка и пастух» и легендарный «Иван Грозный» с Николаем Черкасовым в главной роли. В целом 23 полнометражных картины и 10 короткометражек, итого 80 процентов всей союзной кинопродукции было снято в нашем городе. Во второй половине 1944 года, когда положение на фронтах значительно улучшилось, когда освобождена была столица России и прилегающие к ней территории, объединенная киностудия ЦОКС благополучно завершила свое существование. На плоской крыше здания киностудии был организован прощальный ужин, с известными деятелями культуры и искусства. Тогда же решено было основные цеха вместе с кинооборудованием передать алматинской киностудии. Какая-то часть киноэкспертов в те годы задержалась в Алма-Ате для подготовки будущих специалистов, а некоторые из них остались здесь навсегда. С тех пор миновало уже 77 лет, о теплом и радушном гостеприимстве казахстанцев вспоминают многие и сегодня.

За 30лет независимости в Казахстанский кинематограф выпустил 600 разножанровых картин, в их числе художественные, документальные и анимационные. У каждого казахстанца свои предпочтения, любимые кинокадры зачастую всплывают в памяти, большинство из них и сегодня не теряет своей актуальности. Знаменитые фильмы Шакена Айманова с прошлого года в свободном доступе на you-tubе канале. Казахфильм продолжает представлять новые киноленты, а это картина Нурлана Нурмухамбетова «Конокрады. Дороги времени» в ее производстве приняла участие японская компания Tokyo New Cinema. Фильм Акана Сатаева «Томирис» вышел в международный прокат и, судя по комментариям в соцсетях, имеет повсеместный успех. Этой осенью к 90-летию поэта Мукагали Макатаева выйдет фильм известного режиссера Болата Калымбетова «Мукагали». В конце сентября на территории звездной аллеи Казахфильма, где уже высечено около 30-ти известных имен, планируется пополнить ее двумя громкими именами Олжаса Сулейменова и недавно ушедшего в мир иной Фархата Абдраимова. В год 60-летия первого космического полета человека в космос, президентом РК К-Ж. Токаевым в 11-м павильоне киностудии Казахфильм, где создавались легендарные документальные кадры полета Юрия Гагарина, торжественно открыт был Музей космонавтики.

До пандемии в Казахстане проводился ежегодный кинофестиваль «Евразия», куда со всего мира съезжались выдающиеся деятели кино. Алматы, как и много лет назад, продолжает оставаться культурной столицей республики.

 

Айгуль БЕЙСЕНОВА

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+