La Stravaganza маэстро Мурзагалиева…

60637

В столичном театре Астана-Балет 25 февраля был представлен грандиозный концерт La Stravaganza, при участии приглашенного из Германии виолончелиста-виртуоза Юстуса Гримма и симфонического оркестра «Астана-Балет» под управлением маэстро Армана Мурзагалиева. Своими впечатлениями и творческими проектами выдающийся музыкант любезно поделился в беседе с нашим корреспондентом.

В трех шагах от весны, когда февраль снимает белое пальто неторопливо, столичная публика театра Астана Балет услышала концертную программу La Stravaganza, над созданием которого трудился известный музыкант, скрипач-виртуоз, концертирующий солист, основатель и артистический директор международного фестиваля классической музыки «Forte Music Fest», - маэстро Арман Мурзагалиев. Само название концертной программы La Stravaganza в переводе с итальянского означает "экстравагантный", неожиданный, далекий от обыденности, невероятный. В бурном калейдоскопе представленных имен и опусов, в программу включено было разнообразие жанров музыкальных произведений известнейших композиторов. А это роскошный звуковой кластер в виде непревзойденной симфонической поэмы «Влтава», чешского композитора Бедржиха Сметаны и знаменитая Рапсодия no. 1 великого румынского музыканта Джордже Энеску, создавшие необыкновенный контраст прозрачной и благородной «Сюите Античных танцев и Арий» итальянского композитора Отторино Респиги. Кульминационной и запоминающейся стала вторая часть концертной программы. Её алой вишенкой на торте явился концерт австрийского композитора Фридриха Гульда для виолончели и духового оркестра. «Исполнение этого, ни на что не похожего концерта, стало премьерой в Казахстане, а этот опус, в целом, на мой взгляд, является роскошным подарком виолончелистам всего мира», - отмечает маэстро Мурзагалиев. По словам Юстуса Гримма, после знакомства в 2018 году с гениальным музыкантом Арманом Мурзагалиевым в Германии, после их совместного выступления в Гамбурге, появилось желание продолжить творческое знакомство, которое переросло в создание совместных проектов.

«Приостановка концертной деятельности в период всемирной пандемии многих наталкивало на осуществление творческих идей, примерно тогда и родился замысел по концертному проекту, куда Арман снова пригласил меня. Скажу откровенно, что был приятно удивлен молодым оркестром высокого уровня, как «Астана Балет», это наше первое совместное выступление, которое прошло при полном аншлаге и в полном восторге» Юстус Гримм

Эмоционально, с большим рвением и музыканты, и солист исполняли концерт Фридриха Гульда, ну а для публики это был настоящий праздничный delight (восторг), когда происходит необъяснимый энергообмен зала с чудесной музыкой, некий духовный взаимообмен музыкантов с публикой. Слушатели на такую музыку чутко реагируют, аплодируют, втягиваются. А после исполнения концерта Ф. Гульда, прозвучал Danzon мексиканского композитора Артуро Маркеса - живого классика мексиканской музыки. Его музыка - некий сплав национального колорита, уводящего к культуре ацтеков и майя, гордость за принадлежность к их корням. В завершении концерта прозвучала музыка великого Абая. В XIX веке Абай, разумеется, не писал музыку для симфонического оркестра, зато этот замысел осуществил известный казахстанский композитор Куат Шильдебаев. Композиторское творчество Шильдебаева широко известно в Казахстане и за его пределами.

- Арман, это ваше первое выступление в театре Астана Балет, с симфоническим оркестром «Астана Балет», хотелось бы услышать ваши впечатления от совместной работы.

- Необходимо отметить, что оркестр «Астана Балет» на 95% состоит из молодых исполнителей, в возрасте 25-27 лет. Это молодые люди, полные идей, с горящими глазами и большим желанием впитывать новые знания, поглощать интересную для них информацию. И я видел, насколько увлеченно молодые музыканты воспринимали предложенную программу, им были интересны как сами идеи, так и их воплощение. Шел великолепны репетиционный процесс, мы обменивались мыслями. Я чувствовал, что с каждой репетицией, они готовы были впускать в себя всё новое, проникнуться импульсом музыкальной энергетики. Чувствовался общий поток эстетического удовольствия в процессе подготовки. Это был и энергетический выброс, и эмоциональный подъём, который не передать словами - всё то, что ощущалось и во время репетиций, и во время концерта. И это дорогого стоит! В мире много профессиональных коллективов, среди которых встречаются и такие, когда, образно говоря, коллектив утяжелен профессионализмом, и сложно бывает вытянуть из такого коллектива простые вещи. А здесь, музыканты абсолютно чисты, абсолютно открыты, развернуты в сторону музыки, в сторону веяния новых идей, нового репертуара. Я был приятно удивлен способностью оркестра мгновенно реагировать на всё то, что от них требовалось в процессе репетиций. Приятно удивило и то, что в театре Астана Балет нашлось столько понимания. Театр, который изначально был создан для искусства балета, там состоялся все же концерт большого симфонического оркестра. Администрация театра проявила себя с прогрессивной стороны, я увидел людей думающих на перспективу, заглядывающих далеко вперед. Это никак не могло пройти мимо моего внимания. Это было мое первое сотрудничество с симфоническим оркестром театра Астана Балет. Как и любая первая встреча, всегда волнительна перед неизвестностью. Но, ощущение после концерта было такое, что получилось очень открыто, искренне, задорно, чувствовалась творческая взаимоподдержка, взаимопонимание. Мы живем во времена, когда много наносного, неискреннего, расчётливого. В случае сотрудничества с оркестром, могу сказать, что была нескончаемая радость от музыки. Эта радость исходила и от публики.

- Публикой с большим восторгом был встречен солист, виолончелист Юстус Гримм. Астанинская публика, что скажете о ней?

- Астанинская публика всё-таки отличается от любой другой, она несколько особенная. В северной столице происходит много разных событий, концертов. Стало быть публика искушенная, разборчивая. При составлении программы следует быть достаточно щепетильным, ставя это во внимание. Я не в первый раз выступаю в Астане, разные залы разные выступления и публика тоже разная. В череде моих выступлений в этом городе, учитывая, что концерт La Stravaganza прошел при абсолютном аншлаге, а публика после нашего выступления не хотела расходиться. Виолончелист из Германии продемонстрироват необыкновенное мастерство виртуоза, а также шуточный характер эклектичного концерта для виолончели, заложенный композитором Фридрихом Гульда. Весь юмор, присущий музыканту Гульда в жизни, он умело передавал посредством своей музыки. Всё это так же не могло остаться незамеченым публикой. Когда концерт достиг своей наивысшей кульминационной точки, его накал уже не спадал. Могу сказать о звучании волшебного, старинного инструмента, с которым Юстус выступал. Виолончели его около 250 лет, понятно, что музыкальные инструменты способны переживать в веках своих владельцев-исполнителей. У Юстуса есть возможность играть на такой виолончели, а у публики была возможность услышать её волшебное звучание.

Познакомились мы с Юстусом в 2018 году, пересеклись на фестивале в Гамбурге, вместе исполняли там. Через год он прилетел в Алматы, для участия в международном фестивале «Forte Music Fest». Это его второй приезд, могу сказать, что это один из лучших виолончелистов своего поколения.

Проведя большую часть жизни вдали от родины, знакомите ли вы зарубежную публику с музыкой казахстанских композиторов?

- Обстоятельства сложились так, что в 1986 году я уехал из Казахстана. Понятно, что всё течет, всё меняется. Я исполняю ту музыку, которая мне эстетически близка. Именно такая музыка у композитора Куата Шильдебаева, человека, с которым мы дружим много лет, благодаря нашему общему другу Батырхану Шукенову. Помимо музыки Куата, в своих программах я исполнял музыку Тлеса Кажгалиева, Евгения Брусиловского, Мамеда Садых Пура. В рамках проекта «Forte Music Fest» была исполнена музыка казахстанского композитора Бориса Ерзаковича, которая была написана ещё в 1937 году для квартета, который основал и возглавлял первый казахский профессиональный скрипач, мой дед - Раупбек Шанин. Имея блестящее музыкальное образование, к сожалению, он прожил недолго. Тем не менее о нем остались яркие воспоминания современников. Так вот музыка Б. Ерзаковича была написана для музыкантов квартета, которым руководил Раупбек Шанин. Музыка, исполняемая Квартетом Шанина в 1937-1938 годах ушла в некое забвение ушедшей эпохи. Но получилось так, что спустя восемьдесят лет мы нашли партитуру, ноты и, восстановив рукопись, исполнили Казахский Квартет Бориса Ерзаковича в 2017 году. Знаю, что сейчас, когда образовался новый кластер талантливых композиторов, в моих планах знакомиться с новой музыкой, и конечно же исполнять её, представлять на популярных международных площадках.

- Какие ещё творческие проекты планируете внедрить?

- Есть идеи восстановить проект фестиваля «Forte Music Fest». За период пандемии всё остановилось, к сожалению, но я не теряю надежды, что фестиваль возродится, и будет иметь продолжение. Не смотря на сложнейшую ситуацию 2020 года, с введением ограничительных мер, мы умудрились провести фестиваль «Сезоны» и тогда мною был создан оркестр «Роз и Ветров». Надеюсь, что и у этого проекта будет продолжение. Вскоре планируется моё выступление в Грузии. А через месяц, в театре Астана Опера состоится концерт, который будет посвящен 130-летию со дня рождения основателя театрально-драматического искусства Казахстана, первого казахского профессионального театрального режиссера, первого народного артиста КазССР, многогранно талантливой личности, моему прадеду - Жумату Шанину. Вечер памяти состоится 25 марта в Камерном зале театра Астана Опера.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -