29381

Праздновавшийся в минувшее воскресенье День учителя по праву занимает примечательное место среди «красных» дней календаря, отмечаемых в нашей стране.

Наша страна здесь выступает хранителем введенной еще в советские времена теперь уже 56-летней традиции отмечать этот праздник в первое воскресенье октября, тогда как нынешний Всемирный день учителя моложе на 29 лет и к тому же приходится на 5 октября. Если быть точнее, советский День учителя был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года.

 

Праздник миллионов

А его всемирный аналог стал отмечаться официально лишь с 1994 года и приходится на 5 октября по той простой причине, что созванная ЮНЕСКО и Международной организацией труда конференция в этот день в 1966 году приняла рекомендацию «О положении учителей». Из постсоветских республик на новую дату перешли Россия, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Грузия, Молдова, Туркменистан и прибалтийские государства. В Узбекистане этот праздник перенесли на 1 октября и сделали официальным выходным, тогда как Казахстан, Белоруссия, Украина, Таджикистан сохранили приверженность «старому стилю».

Впрочем, дело тут не в датах, а в том, что это один из наиболее массовых профессиональных праздников любой страны, включая и Казахстан. В социальной сфере образование лидирует по численности занятых – во втором квартале текущего года их насчитывалось 1 млн 111,3 тыс. человек. А в национальной экономике в целом уступает лишь отраслям оптовой и розничной торговли (1 млн 453,7 тыс.), сельскому, рыбному и лесному хозяйству (1 млн 178,7 тыс.). При этом армия собственно учителей, именуемых в официальной статистике педагогами общеобразовательных школ, к началу текущего учебного года составляла 366,7 тысячи, в том числе женщин – 297,3 тыс., или 81,1%. И лидируют по их численности не крупнейшие города страны, а две южные области – Туркестанская (58,6 тыс.) и Алматинская (44,3 тыс.). За лидерами следуют Жамбылская (27,4 тыс.) и Восточно-Казахстанская (24,2 тыс.) области, тогда как Алматы (22,8 тыс.) занимает лишь пятое место.

Такой расклад вполне логичен, поскольку по числу общеобразовательных школ также лидируют Туркестанская и Алматинская области – соответственно 930 и 793, тогда как в Алматы их было 300, Шымкенте – 184, а в столице – 133. Причина этого явления проста – сельских школ в нашей стране гораздо больше, чем городских – соответственно 5 262 и 2 178. Но, хотя школ на селе больше в 2,4 раза по сравнению с городами, обучается в них учеников меньше – 1 млн 516,2 тыс. против 1 млн 965,1 тыс. в городских школах.

 

За строкой посланий

Так что если придерживаться сугубо формальной статистики, то День учителя непосредственно касается у нас почти 4 млн человек, ибо первыми поздравляют своих учителей их ученики. Но в реальности, конечно же, это общенациональный праздник, ибо каждый из нас хранит в памяти имена своей первой учительницы и других наставников, открывших дорогу не только к знаниям, но и давших путевку в большую взрослую жизнь. Поэтому традиционно поздравляет учителей и глава государства, пообещавший в этот раз продолжить политику всесторонней поддержки педагогов.

Кстати, в каждом из трех президентских посланий народу Казахстана нынешнего главы государства есть раздел, посвященный образованию.

В послании 2019 года, к примеру, говорилось о том, что около 21 тыс. выпускников школ ежегодно не могут поступить в профессиональные и высшие учебные заведения, пополняя ряды безработных и маргиналов. Прозвучала тогда и обеспокоенность растущим разрывом в качестве среднего образования между городскими и сельскими школами из-за дефицита квалифицированных педагогов на селе, и проблемой качества учебников, и необходимостью улучшения социального положения учителей и преподавателей. Тогда же было поручено поднять зарплату учителям в два раза в течение предстоящих четырех лет.

В прошлогоднем послании в фокусе внимания Акорды оказались просчеты правительства в организации дистанционного обучения во время пандемии коронавируса. Была поставлена задача срочно разработать единую образовательную онлайн-платформу с набором всех функций, необходимых для полноценного учебного процесса. Вновь прозвучала обеспокоенность низкой зарплатой педагогов и была названа немалая сумма дополнительного финансирования для ее ежегодного повышения – 1,2 трлн тенге.

А в последнем своем послании, озвученном в первый день нового учебного года, глава государства подчеркнул, что принятые меры по стимулированию труда педагогов уже дали первые плоды в виде резкого роста среднего балла поступающих на педагогические специальности. Тогда же было заявлено о недостаточной эффективности национальных телекоммуникационных сетей для дистанционного обучения, что привело к появлению большого количества учащихся, не владеющих базовыми, элементарными знаниями и бросающих учебу.

Президент сообщил еще об одной острой проблеме системы среднего образования – остром дефиците мест в школах, достигшем 225 тысяч. К 2025 году он может достичь 1 млн мест, поэтому поставлена задача построить до этого момента не 800 школ, а 1000, в том числе и за счет ресурсов частного сектора.

 

 

В надежде на лучшее

В какой степени правительству и акиматам вместе с бизнесом удастся исполнить данные им поручения в ближайшие годы, пока сказать сложно. В прошлом году в целом по стране было построено 158 школ, а в нынешнем планируется ввести в эксплуатацию еще 200.

Вроде бы немало, но если учесть, что в этом учебном году в школы пошли почти 400 тысяч первоклашек, а для обозначения классов зачастую используются последние буквы алфавита, то получается, что пока еще с дефицитом мест справиться не удалось. Об этом же говорит и значительное количество все еще действующих трехсменных школ (таковые есть даже в столице!), и практически повсеместное подавляющее большинство двухсменных школ при том, что в развитых странах, в число которых стремится попасть Казахстан, их просто нет!

Проблемой остается и остающаяся невысокой оплата труда учителей. Хотя во исполнение поручения главы государства с начала текущего года зарплата педагогов и в самом деле увеличилась на 25%, из данных статистиков выясняется, что среди видов экономической деятельности как раз в образовании зафиксирована наибольшая доля работников – 49,7% – с заработной платой до 75 тысяч тенге. При этом средняя месячная зарплата в этой сфере составила во втором квартале 233,9 тыс. тенге, тогда как в целом по экономике – 251,5 тыс. тенге.

Но это по статистике, а в реальности учителю заработать хорошие деньги довольно сложно. Помимо оклада, зависящего от стажа и категории, на зарплату влияют различные доплаты при том, что учитель должен физически выдерживать положенную ему нагрузку в виде классного руководства, проверки тетрадей, контрольных и других письменных работ и т.д. При этом учителю еще нужно ежедневно добираться в школу и обратно домой, что не так просто сделать в городе, не говоря уже о сельской местности. А еще есть субботники, выборы, экскурсии, новогодние елки и прочие праздники!

Впрочем, все эти школьные проблемы знакомы большинству казахстанцев не понаслышке – как ученикам, так и их родителям с бабушками и дедушками. Тем не менее, уважаемые читатели ДК, будем надеяться, что уже к следующему Дню учителя мы увидим реальные сдвиги в решении этих проблем!

 

Тулеген АСКАРОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -