Настройки
Язык
Тема
Обновление

Эпоха дешёвых энергоресурсов закончилась?

30050

ДК продолжает отслеживать ситуацию с дефицитом дизельного топлива в Казахстане. Как выяснилось, основная причина его дефицита, ощущающегося почти месяц, – диспропорция в цене с Россией и другими соседними странами. Об этом заявил министр энергетики Магзум Мирзагалиев.

Напомним, что для обеспечения внутреннего рынка дизельным топливом введен запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом. С апреля т.г. прекращен экспорт дизельного топлива. Перенесен плановый ремонт на Атырауском НПЗ на 2022 год. С 1 сентября по 5 октября импортировано 55,9 тыс. тонн дизтоплива из РФ, приняты другие меры. По словам министра, осенью среднемесячный объем потребления дизтоплива вырос на 25% – с 420 до 520 тысяч тонн.

«Так, из-за перебоев с электроэнергией весной Атырауский НПЗ долго не мог выйти на полную производственную мощность. Поэтому в этом году предприятие произвело на 200 тысяч тонн дизтоплива меньше. Также на дефицит повлияла разница в цене в приграничных странах СНГ, в Казахстане дизтопливо стоило дешевле на 90 тенге за литр, поэтому «утечка» горючего из страны производилась за счет дальнобойщиков. Проблему начали решать путем переговоров с Минэнерго России, чтобы владельцы казахстанских АЗС напрямую могли скупать дизтопливо в соседнем государстве», – пояснил глава Минэнерго РК.

По данным НК «КазМунайГаз», отечественные НПЗ работают в режиме максимальной загрузки. Производство основных видов нефтепродуктов ведется с опережением утвержденного плана.

«В августе-сентябре в Казахстане зафиксирован аномальный рост потребления дизтоплива. Причиной стала его низкая стоимость, которая спровоцировала отток продукта транзитными большегрузами. Сегодня ситуация фактически перешла в ручной режим управления. Министерством энергетики перед нами поставлена задача по скорейшей стабилизации рынка и обеспечению качественным топливом. Ежедневно на Шымкентском заводе вырабатывается около 5,5 тыс. тонн дизельного топлива, на Атырауском — около 4,4 тыс. тонн», – сообщил заместитель председателя правления НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов.

По данным Минэнерго, за 14 дней октября двумя заводами произведено 133 тыс. тонн дизтоплива, что на 4 тыс. тонн больше плановых показателей. Всего за 9 месяцев этого года на трех НПЗ выработано 3,7 млн тонн дизтоплива.

Министр энергетики страны Магзум Мирзагалиев 16 октября заявил, что ситуация с дизельным топливом медленно, но улучшается. Между тем, если проследить за ситуацией, связанной с дефицитом дизтоплива, повышением цен на него и автогаз, то эта проблема повторяется из года в год. И звучат одни и те же объяснения: ремонт на трех НПЗ, ценовая политика РК по сравнению с соседней Россией, вывоз на экспорт. Из года в год наступаем на те же грабли, и ежегодно придумываем разные схемы выхода из кризиса.

К примеру, эксперт нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов объяснил кризис на бензиновом рынке теми же причинами, что и 15-20 лет назад: недостаточное производство нефтепродуктов на отечественных заводах и вывоз на экспорт.

«Минэнерго РК переэкспортировало дизтопливо за рубеж. Дело в том, что в 2019 году экспорта дизельного топлива не было, в 2020 году его начали экспортировать. За 7 месяцев 2021 года они экспортировали почти 90% от всего объема, который был отправлен за рубеж в прошлом году. Причем за 8 месяцев текущего года его произвели больше на 9%, чем за такой же период годом ранее», – пояснил эксперт.

По его данным, до 2025 года цена на дизтопливо в РК в любом случае сравняется с российской, так как будет единый экономический рынок стран ЕАЭС.

«Единый рынок – поэтому цена должна быть примерно одинаковой, иначе этот рынок работать не будет. И в этой связи в Казахстане идет постепенное повышение цен на топливо с целью к 2025 году сравняться с российскими. Но когда возникает дефицит, этот процесс резко ускоряется. Что мы и наблюдаем сейчас. Тем более сейчас, когда дизтопливо завозится из России, оно там по определению дороже. Они же не могут поставлять дешевле, чем у себя продают», – пояснил Сергей Смирнов.

По мнению директора департамента переработки нефти и нефтехимии КМГ Дмитрия Макеева, проблема дефицита дизтоплива – на поверхности – вывоз топлива в сопредельные государства.

«Эта проблема возникла не сегодня и повторяется уже не первый год. Несмотря на то, что три НПЗ полностью обеспечивают объем потребления внутреннего рынка Казахстана, действительно, в ряде регионов наблюдается определенный дефицит. Причина вполне очевидна – топливо вывозят из Казахстана в сопредельные государства. По предварительной оценке, только за последний месяц из страны вывезено порядка 50 тысяч тонн дизеля. Обусловлено это диспаритетом цен. Например, если у нас стоимость за литр составляла 200 тенге, то в соседней России – 280 тенге. При этом мы не можем ограничить продажу дизтоплива транзитным фурам, в том числе иностранным, которые перед выездом из Казахстана заправляют полные баки нашим более дешевым топливом. Тем временем из-за сложившейся ситуации казахстанские АЗС в настоящее время вынуждены завозить дорогой российский импорт, что и приводит к резкому удорожанию на «пистолете».

Более того, участниками рынка уже заключены договоры на импорт 60 тыс. тонн дизтоплива в октябре, из которых 40 тыс. тонн поставлены в страну. Завозится российское зимнее дизтопливо, цена которого на «пистолете» составит 300-330 тенге за литр», – объяснил представитель нефтедобывающей компании.

Эксперт по энергетике, главный редактор журнала «Геоэнергетика.инфо» Борис Марцинкевич в ходе видео-моста Москва – Нур-Султан – Минск – Ереван информационного агентства Sputnik отметил, что проблема с дизтопливом возникает в Казахстане ежегодно, хотя в 2018 году были закончены этапы модернизации на всех трех НПЗ страны. Объем производимого в Казахстане дизтоплива вырос, поэтому никакого дефицита быть не должно.

«Версия о том, что топливо вывозится в Россию в связи с тем, что на АЗС в Казахстане оно стоит 202 тенге (за литр), в то время как в России в пересчете получается 290 тенге, в Узбекистане 267 тенге, в Киргизии 261 тенге, – вряд ли соответствует действительности, потому, что тогда дефицит был бы только в приграничных районах», – пояснил Борис Марцинкевич.

По его мнению, возможная причина может заключаться в том, что владельцы АЗС не получают прибыли с продажи дизтоплива, поэтому предпочитают с ним не связываться. Аналитик международной инвестиционной компании EXANTЕ Андрей Чеботарев полагает, что с 2025 года цены на бензин марки АИ-92 в Казахстане будут достигать 240-250 тенге за литр. Он напомнил, что с марта 2021 года в Казахстане стартовали биржевые торги бензином. Сейчас их результаты частично определяют стоимость топлива в стране. Осенью ожидается начало торгов дизелем и битумом.

«Мы достаточно долго поддерживали рынок ГСМ, субсидировали его, сдерживали цены. Теперь стоимость топлива свободная, и уже частично цены определяются на топливной бирже. С каждым месяцем объемы этой биржи будут расти», – заявил Андрей Чеботарев.

По мнению эксперта нефтегазовой отрасли Олжаса Байдильдинова, стоимость топлива в Казахстане примерно сравняется с ценниками России и Кыргызстана.

«Это не означает, что у нас будет одинаковая цена с Россией, где сейчас бензин АИ-92 стоит 270-300 тенге. Наши цены будут расти, эпоха дешевых энергоресурсов закончилась и в мире, и в Казахстане. Автовладельцам нужно быть готовыми к этому. Равновесная цена с российским рынком сейчас должна быть около 230 тенге», – говорит Олжас Байдильдинов.

Как пояснил генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов, проблема в том, что в Казахстане низкие цены на нефтепродукты.

«Это будет вечная проблема, пока цены не уравняются. Бензин, дизель утекают в Кыргызстан, Россию. Все фуры заправляются в Казахстане, потому что Казахстан – как транзитная зона для них, отсюда дальше едут в Европу. А все хотят заправляться у нас, потому что выигрывают в цене. Вот так потребление растет», – пояснил Нурлан Жумагулов.

Прогноз по нефти у экспертов весьма радостный – котировки будут только расти. Но по топливу водителей ждут печальные новости. Эксперты сошлись во мнении, что цены на топливо в Казахстане будут только расти. Для этого есть две основные причины – старт работы общего рынка энергоресурсов стран ЕАЭС с 1 января 2025 года, а также начало биржевых торгов бензином.

 

Наталья БУТЫРИНА, Актау

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Приложение DKNews для Android Приложение DKNews для iPhone
МИА «DKNews» © 2006 -