Air Astana, ведущая Группа авиакомпаний Казахстана и Центральной Азии, объявила финансовые и операционные результаты за третий квартал и девять месяцев, завершившихся 30 сентября 2024 года. По заявлению руководства, согласно отчету компании, ключевые финансовые и операционные показатели демонстрируют стабильный рост.
В ходе брифинга Главный исполнительный директор Питер Фостер и исполнительный директор по финансам Ибрагим Жанлыел, озвучили основные показатели за отчетный период. «За третий квартал Группе компаний удалось достичь роста общей выручки и прочих доходов без учета единовременных статей на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 410 млн долл. США. Выручка и прочие доходы без учета единовременных статей выросли на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 996,2 млн долл. США», - отметил в отчетном докладе Ибрагим Жанлыел. За отчетный период общее количество перевезенных пассажиров Группы выросло на 12,6% и составило 6,8 млн со средним коэффициентом загрузки 84,0%. Это свидетельствует о высоком спросе на услуги Группы и высокой эффективности использования емкости воздушных судов по всем имеющимся направлениям.
«Отличные результаты демонстрируют устойчивость и успешность стратегии роста Группы, несмотря на несмотря на инфляционное давление и другие вызовы в отрасли. Рост числа пассажиров и увеличение выручки подтверждают востребованность услуг Air Astana, как на внутреннем, так и на международном рынках», — отметил Питер Фостер.
Географическое положение Группы позволяет ей динамично перераспределять провозные емкости с менее эффективных рынков, таких как Европа, на более сильные рынки в Азии. В третьем квартале особенно высокий спрос наблюдался в регионах Азии, включая Индию, Китай (где действует безвизовый режим), Таиланд и Ближний Восток, а также на внутреннем рынке Казахстана.
Спикеры ознакомили журналистов с полным отчетом, ответив на все интересующие вопросы. Питер Фостер отметил, что несмотря на продолжающееся давление на авиационную отрасль в целом, Группе удалось выполнить все поставленные задачи и выйти на отличные показатели, - отметил глава Группы. По его словам, значительные успехи достигнуты также и в увеличении провозных емкостей и операционной эффективности. Если сейчас авиапарк состоит из 57 самолетов, то к концу 2026 года их будет 66. К концу 2027 года - 73, а к концу 2028 года - 80.
- Г-н Фостер, почему самолеты Embraer уходят из оборота обслуживания авиакомпании, в чем причина?
- Ранее, до планов расширения и увеличения пассажиропотока, включая запуск FlyArystan, объемы авиаперевозок были относительно низкими. Поэтому небольшие самолеты на 100 мест вполне удовлетворяли потребности. Однако с ростом рынка такая модель устарела. Последний рейс самолета Embraer состоялся два месяца назад, 14 августа. Теперь в расписании более выгодны узкофюзеляжные самолеты с большей вместимостью, предназначенные для ближних и средних расстояний. Пилоты были переквалифицированы для управления Airbus, так как этот тип авиалайнеров более вместительный и подходит для средне- и дальнемагистральных маршрутов.
- Получается, что парк воздушных судов Группы будет преимущественно состоять из семейства Airbus?
- Основу флота будут составлять самолеты семейства Airbus A320. При этом наиболее востребованными остаются дальнемагистральные авиалайнеры Airbus A321LR.
- Куда планируется сбывать самолеты Embraer?
- Самолеты Embraer находятся в операционном лизинге, а значит будут возвращены лизингодателю.
- Ведутся ли переговоры по открытию рейсов в Америку? Готовы ли суда Air Astana лететь до Нью-Йрка?
- Запуск рейсов в США в значительной степени зависит от наличия дальнемагистральных самолётов, а решение этого вопроса, к сожалению, не входит в нашу компетенцию. Все будет зависеть от своевременности поставок Boeing 787. Массовые забастовки, завершившиеся буквально вчера, серьёзно повлияли на график Боинга, и быстрое восстановление маловероятно. Но мы рассчитываем на конец 2025 или начало 2027 года.
- Просчитывалась ли уже цена билета из Казахстана в Америку и будет ли осуществляться требуемая заполняемость бортов, как по-вашему?
- Этот вопрос пока не рассматривался, так как это еще достаточно отдалённая перспектива. Как только станет известна точная дата поставки Boeing 787, мы сможем принимать решения. Тем не менее, спрос на это направление уже существует, причем не только среди казахстанцев, но и пассажиров из Центральной Азии. Определенно точно могу сказать, что до вылета в США, мы будем обслуживать вылеты в Токио.
- Когда откроются прямые рейсы в столицу Японии?
- В марте 2026 года. Этот маршрут будет обслуживаться совместно с японским авиаперевозчиком Japan Airlines, являющимся одним из лучших авиакомпаний мира. Соглашение с Japan Airlines заключено в рамках текущей оценки расширения стратегического партнерства с ведущими авиакомпаниями с целью улучшения доступа к ключевым рынкам.
- Маршрут Алматы-Дубай является одним из самых востребованных в Казахстане, однако геополитическая обстановка на Ближнем Востоке и необходимость обхода воздушного пространства Ирана очевидно увеличивают время полета и расход топлива. Ожидается ли в связи с этим повышение цен на билеты по данному направлению?
- Действительно, рейсы по ряду направлений на Ближнем Востоке в настоящее время осуществляются в облет воздушного пространства Ирана, но ситуация постепенно стабилизируется и мы надеемся, что спустя пару-тройку недель удастся по-прежнему летать напрямую, через воздушное пространство Ирана. Временный облет никак не отразится на стоимости авиабилетов.
- Назовите пожалуйста наиболее популярные международные направления и с какого времени спрос на эти направления начал расти?
- В настоящее время одним из популярных направлений является Таиланд. Однако, несмотря на это, к сожалению, мы все еще не достигли уровня пассажиропотока, который был в 2019 году. Также наблюдается значительный интерес по направлению в Персидский залив, Саудовскую Аравию, Индию, Японию, Корею, Юго-Восточную Азию и Китай. Это одни из самых быстрорастущих регионов, которые пользуются наибольшим спросом среди пассажиров.
- То есть, несмотря на ближневосточный конфликт, пассажиропоток все-таки увеличивается?
- Нужно понимать, что к этому региону относятся такие страны, как Египет, Израиль, Ирак, Иордания, Ливан, и они отличаются от государств Персидского залива, таких как ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн и Саудовская Аравия. Спрос растет только на определённые направления.
- Какое из внутренних направлений пользуется наибольшим пассажирским спросом?
- Все внутренние направления пользуются стабильным спросом, однако наиболее популярными остаются рейсы Алматы-Астана и Астана-Алматы.
- Если изменения на турецкие направления?
- Направления прежние, круглый год летаем в Стамбул, Анталию и Бодрум.
- Расскажите о новых направлениях.
- В Персидском заливе это Абу-Даби, Доха, Медина, а также Джидда и, конечно, Фукуок во Вьетнаме.
- Планируете ли новые сотрудничества с мировыми авиакомпаниями?
- Мы нацелены на углубленное стратегическое партнерство с ключевыми партнерами из всех тех регионов, о которых мы говорим. Мы сотрудничаем с Korean Air, Lufthansa и Turkish Airlines через кодшеринговые соглашения. Мы открыты к двусторонним партнерствам, которые позволят расширить маршрутную сеть и предоставить нашим пассажирам больше возможностей для бизнеса и путешествий.
- Касательно акций Air Astana, на какой из бирж они пользуются наибольшим спросом?
- Наибольшая ликвидность наблюдается в Казахстане, на Казахстанской фондовой бирже и AIX, поскольку на этих биржах присутствует ритейл-сегмент. В Лондоне такого сегмента нет, и поэтому ликвидность там ниже. При этом важно понимать, что результаты деятельности компании не всегда напрямую коррелируют со стоимостью ее акций.
- Что вы можете сказать о сроках выплаты дивидендов?
- Финансовое положение компании очень устойчивое, и долговая нагрузка низкая. Air Astana успешно реализует свои планы и оптимизирует процессы. Если траектория роста продолжится без финансовых потрясений, менеджмент сможет предложить совету директоров рассмотреть вопрос о выплате дивидендов, но окончательное решение будет принимать общее собрание акционеров.
- Посоветуйте пожалуйста нашим читателям, когда и куда лучше всего отправляться в отпуск?
- Лучшее время для путешествий по Европе - июнь или сентябрь. Для Азии - зима. Стоит избегать трех периодов: рождественских и новогодних праздников в Европе и Китайского Нового года, так как в это время наблюдается наибольший спрос на авиаперелеты.
Айгуль БЕЙСЕНОВА